Всегда готов!

Ессеи как гностики. Сыны Света и сыны Тьмы

Оригинал взят у nibaal в Ессеи как гностики. Сыны Света и сыны Тьмы
Хотела попытаться доказать, что ессеи-кумраниты, чьи рукописи в настоящее время активно оцифровываются и публикуются исследователями на этом ресурсе - не столько даже прото-христиане или сектанты-иудеи, сколько первые гностики, и это с необходимостью вытекает из их писаний. В частности, гностическими можно счесть представления о том, что плоть - суть "оковы духа", разделение на "сынов света и сынов тьмы" и учение о дуализме, которое также нашло свое отражение в текстах кумранской общины.

Истинность первых двух положений без труда выводится, например, из "Устава общины" (1QS - если я правильно отыскала, это тут) или "Свитка войны"[сынов Света против сынов Тьмы]:

"Для в[разумляющего: Устав] войны. Первое простирание руки сынов Света в начале (действий) против жребия сынов Тьмы, против воинства Велиала, против полчища Эдома и Моава, и сынов Ам-мона и во[инства... и] Филистии, и против полчищ киттиев Ашшура (רושא ייתכ) и (тех, кто выступает) с ними в помощь бесчестящим За-вет. Сыны Левия и сыны Йехуды, и сыны Вениамина, ушедшие в изгнание в пустыню будут воевать с ними [...], против всех их полчищ, по возвращении ушедших в изгнание сынов Света из "пустыни народов" , дабы стать лагерем в пустыне Иерусалима. И после этой войны они поднимутся оттуда [и пойдут против воинства] киттиев в Египте" (1QM 1:1-4)

или

"И все духи его жребия (стремятся заставить) споткнуться сынов Света, но Бог Израиля и ангел Его Правды помогают всем сынам Света. И Он сотворил духов Света и Тьмы и на них основал всякое действие..." (1QS 3)

Как полагают некоторые авторы (и их подход не лишен оснований), такое явное размежевание призвано было оправдать разрыв ессеев со своими соплеменниками-иудеями (кумраниты как "сыны света", ушедшие в добровольное изгнание в бесплодную пустыню и остальные иудеи как "сыны тьмы"). Аналогичным приемом пользовались и христианские источники - начиная от евангелиста-синоптика Луки и заканчивая, собственно, Саулом-Павлом:

"И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде." (Лк. 16:8)

"Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света" (Ефес. 5:8)

Последние, конечно, отождествляли "сынов тьмы" прежде всего с язычниками, которым будто бы несли свет истины, "свет в Господе".

Бытовавшие среди кумранской общины взгляды на плоть как оковы духа приводит Эдуард Шюре в "Великих посвященных", со ссылкой на некоего Josephe A.J.:

"Душа, спускающаяся в мир из самоготончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественнымичарами, пребывает в теле, как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью."

Кроме того, в уже упомянутом выше источнике - "Уставе общины" - встречаются отрывки, красноречиво свидетельствующие об изначальной греховности материи в понимании автора:

"Я принадлежу к нечестивому человечеству, к общине грешной плоти. Мои прегрешения, мои грехи, моя вина, вместе с испорченностью моего сердца принадлежат совету червей и ходящим во мраке... Я спотыкаюсь по вине плоти..." (1QS 11:9—10)

Наконец, дуализм кумранитов, хоть и "встроен" в монотеистическую концепцию и за ее пределы не выходит, тем не менее прослеживается достаточно явно:

"Β Его руке законы всему... И Он сотворил человека для владычества над миром и положил ему два духа, чтобы руководствоваться ими до (установленного) срока Его Посещения. Это духи Правды и Кривды. В истоке Света — происхождение Правды, и из источника Тьмы происходит Кривда. В руке Князя Света власть над всеми сынами праведности, путями Света они расхаживают. В руке Ангела Тьмы вся власть над сынами Кривды, и путями Тьмы они расхаживают. От Ангела Тьмы заблуждение всех сынов праведности; и вся их вина, и их грехи, и их прегрешения, и их преступные деяния — в его власти, согласно тайнам Бога, до (назначенного) Им срока. И все кары и периоды их бедствий — во власти его ненависти.
[...]

Правде отвратительны дела Кривды, а Кривда питает отвращение ко всем путям Правды. И ревность тяжбы над всеми их законами, ибо не вместе они расхаживают. Но Бог в тайнах Своего Разума и в Своей Славной Мудрости предопределил конец бытию Кривды, и в (назначенный) срок Посещения Он уничтожит ее навсегда.
[...]

До сих пор тягаются духи Правды и Кривды в сердцах людей, (и) они ходят (и) в мудрости, и в глупости. И каково наследие человека в Правде и Праведности, так он ненавидит Кривду; а каково наследие его в жребии Кривды, (настолько) он нечестив и настолько он гнушается Правдой. Ибо в равной мере положил их Бог до предопределенного Конца и Обновления; и Он знает воздаяние за их дела во все периоды... И Он дал их в наследие сынам человеческим, дабы они могли познать добро [и зло и чтобы] удел всех живущих соответствовал (состоянию) духа в них ко времени Посещения"
(1QS, 3:13—4:26)

или:

"И Князя Света издревле Ты уполномочил (приходить) к нам на помощь; и в [его руке всё сыны праведности и все духи Правды в его власти. А Велиала, Ангела Ненависти, Ты сотворил для Преисподней; его [владычест]во — во Ть[ме], и его цель — творить нечестие и несправедливость. И все духи его жребия, ангелы уничтожения, руководствуются законами Тьмы..." (1QM, 13:9—12)

Таким образом, двойственность сопутствует миру: Князь Света против Ангела Тьмы, "сыны света" против "сынов тьмы", плоть с ее виной и грехами противопоставляется духу. Некоторые исследователи - например, Амусин, отмечая явное сходство между мировоззрением ессеев и зороастрийскими представлениями, тем не менее утверждали, что сравнивать зороастрийские и ессейские источники нет смысла по причине серьезного хронологического разрыва (тексты зороастрийцев, дошедшие до нас, созданы в позднейший период). Поэтому, остается открытым вопрос, кто откуда заимствовал - то ли иудеи от иранцев, то ли наоборот, либо вовсе концепции развивались параллельно, как это часто бывает. Тем не менее, исторический контакт тоже имел место быть.

Следовательно, представления кумранитов сродни убеждениям гностиков, через которые также красной нитью проходит дихотомия дух-плоть (в более широком смысле - материя).

З.Ы. Еще интересный момент, связанный с кумранской общиной и ее текстами (или сказ о том, как последовательным христианам рано или поздно приходится произносить Шаhаду:)). Дело в том, что верование, возникшее в более поздний период, попадает в более выгодное положение по сравнению с предшествующими религиозными учениями - необязательно из-за своей истинности, но в первую очередь из-за неизбежно открывающейся возможности проанализировать все "неуспехи" предыдущих разновидностей одного и того же монотеизма, залатать все "дырки". В частности, сам факт нахождения кумранских свитов, среди которых имеется множество версий одних и тех же книг Ветхого Завета, вполне коррелирует с содержанием целого ряда сур, где как раз говорится об искаженности Таурата (Торы). О том, что свои писания (Инджиль) искажали также христианские переписчики, можно даже не упоминать. Быть может, здесь для полноты картины следовало бы вспомнить и подробно расписать также экстравагантные версии, изобретатели которых уверяют, будто ессейская община приложила руку и к созданию последнего монотеизма (кажется, столь нетривиальное предположение выдвигали приспешники Верховного Предиктора СССР), но я этого делать не буду, поскольку такого рода суждения представляют собой полнейший бред. Исчезновение кумранской общины пришлось на конец первого века н.э., и до начала деятельности Мухаммада оставалось еще порядка пятисот лет.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.