Всегда готов!

Аксиоматика «Нетленного Тела» » Журнал «Эзотера». Часть 2

Аксиоматика «Нетленного Тела» » Журнал «Эзотера»

Легенды: источники и история создания

В качестве источников  информации для воссоздания биографии ламы

Итигэлова  Янжима Васильева использует, по ее собственному
  утверждению, собранные ею свидетельства земляков и архивные
источники. Она пишет: «Первая по времени, найденная нами статья - 1994
год 30.06. газета «Буряад Унэн», статья «Этигэлэй Хамба» на бурятском
языке, автор житель с.Оронгой Цыден Доржо Цыденов. Вторая публикация за
1996 год 28.11, газета «Буряад Унэн» статья -«Хумэн Хаанай убэртэй» на
бурятском языке к 260-летию дацана «Балдан Брейбун», автор Ринчин
Цыдендамбаев, ветеран ВОВ, с. Хилгантуй». Серьезно  говоря, что же это
за источники?! Я. Васильева сама признается, что это просто вторичные
пересказы упоминаемой нами  биографии Будажап Будаева, находящейся в
архиве ИМБТ СО РАН, - в них нет ничего большего.  Тем не менее,
Васильева базируется на газетных статьях 1990-х годов и заключает
«Именно в этой статье написано о том, что он является хубилганом –
перерожденцем 1 Пандито Хамбо Ламы Заяева». (!)


Особо важное значение «деятели культа» придают истории 1911 года -
как хамбо-лама Итигэлов  определил место строительства нового
цонгольского  дацана «Балдан Брейбун» в связи с затопляемостью старой
территории дацана. Об этом хранитель тела Бимба-лама и другие, включая
Аюшеева, рассказывают так: «Итигилов указал место, сказав, что там
зарыты колокольчик и ваджра первого Хамбо-ламы Дамбы Доржи Заяева. И
там действительно обнаружили эти предметы и впоследствии построили новый
дуган Хилгантуйского (Цонгольского) дацана. Верующие приняли Итигилова
за перерожденца Хамбо-ламы Заяева».


А теперь посмотрим, что написал об этом в биографии Итигилова
Будажап Будаев: «В течение 7 лет он был Пандито хамбо, и в это время у
цонголов шел спор между теми, кто хотел обновить землю своего дацана и
теми, кто хотел оставить все по-старому. В этой связи Хамбо Лама,
прибыв в Цонгольский дацан, попросил выкопать землю в здании старого
дацана и там, где предполагалось построить новый дацан, и, высыпав при
людях в бумажные белые мешки землю, запечатал сургучом и отправил в
высшие правовые организации для изучения инженерами и заключения.
Вскоре пришел ответ с подтверждением строительства дацана на новом
месте. Спор цонголов прекратился, на новом месте поставили дацан из
кирпича. После того как воздвигли его, пошла речь о том, что «Хамбо
Лама Итигэлов был перерожденцем прошлого Великого Хамбо Ламы».  Не
правда ли, замечательный пример, позволяющий увидеть, как значимый факт
(а сам факт определения правильного места для храма, конечно, был
значим!) развился в легенду.


О пользе культа



Может быть, кто-то скажет: «И не нужно никакого критического
мышления, если оно разрушает культ! Культ полезен для народа, потому
что …» Давайте посмотрим, почему. Потому что усиливает веру? Потому что
дает людям надежду в трудностях, в   жестоком мире страданий? Да,
конечно, всякий культ активизирует веру и надежду – у католиков есть
культы, связанные с их святыми, у русских таков культ Ксении Блаженной и
т.д. Но это все вера в чудеса и надежда людей на помощь свыше (что для
теистических религий жизненно важно, а для буддизма не имеет такого
значения). Но это   не вера в мудрость.


Для священнослужителей такой культ полезен: это приток верующих в
храмы и т.д. Кроме того, церковные авторитеты могут «встраивать» культ
в собственную религиозную политику и так подкреплять свою духовную
власть. Тут начинается тема: культ и власть. Есть над чем призадуматься.


Но верующим людям, которые нуждаются в опоре и надежде, как
опереться на то, что не имеет реального фундамента? Возможно ли
опираться на тех, кто получил власть или верительные грамоты
«религиозного авторитета»? (Даже пусть эти ламы предъявляют  нам
чудесный феномен «нетленного тела»!)   В буддизме говорится:  опереться
можно только на тех, "кто себя обуздал". Вот реальный фундамент.


И разве надежду дает именно «нетленное тело» как таковое?! Оно -
что? Идеал, которого следует достигнуть? Разве цель в том, чтобы после
смерти оставить тело, не поддающееся гниению?! Или идеал все же  жизнь
–  такая жизнь, которой жил лама Итигэлов? Плохо было бы запутаться в
этом. Полезно было бы разобраться.


А культ-то не буддийский



Как выглядит культ? Культ сосредоточен на почитании   объекта – в данном случае «нетленного тела». Выстроен «дворец для нетленного тела». Установлены «дни поклонения».
Ламы  отыскивают на земле Бурятии места, связанные с жизнью
Итигэлова, и там тотчас начинают бить аршаны - источники живой воды.  И
дальше уже  ламы (Иволгинского дацана) «ведут мониторинг использования
аршана». И т.д., и т.п.


Но, кроме того, что мы ясно видим: это культ, давайте
присмотримся еще пристальнее:, буддийский ли вообще этот культ? Тут
есть несколько противоречий с буддизмом. Центральный аргумент культа -
 состояние тела:  бурятские ламы заявляют, что состояние тела   само
есть свидетельство обретенных при жизни духовных достижений ламы. Но
разве в буддийской традиции были такие критерии?! Все критерии,
согласно всем классическим текстам традиции, относились к уму и
поведению: любовь, мудрость, нравственность. Как человек
умирал,  было симптомом.  Но с вниманием к телу  единственное исключение
может представить  уход в «радужном теле» в традиции дзогчен. Там это
свидетельство достижения состояния Будды. Но «радужное тело», как и
«пустое тело» Калачакры – это вообще аннигиляция, отсутствие тела.


По существу, какое отношение к телу в буддизме? Тело – это
 основа страдания. Поэтому сохранять и поддерживать его надо, только
чтобы использовать в духовной практике. И духовные учителя, как
объясняется, имеют несравнимое с Буддами значение потому, что доступны в
своем теле нашему восприятию (а Будд, Бодхисаттв воспринять могут
 только йогины, святые). Если так, получается, нет буддийского значения
в сохранении  того тела, которое не функционирует: ни для собственной
практики йогина, ни для учительской деятельности?!


В рамках аксиоматики культа  нам, правда, сообщают, что лама
Итигэлов «посылает»   сигналы и наставления тонким образом – в
видениях, медитациях, «вибрациях» каким-то бурятским ламам. (Примеры, которые они предъявляют
 как  образчики просветленного  сознания, могут обескуражить, даже с
добавленными ламами интерпретациями, как-то рационализирующими
сказанное. Проанализируйте сами, по каким значимым поводам и что как
будто бы эманировал в мир  буддийский йогин высочайшего уровня!)


Однако прежде, чем вообще думать о содержании гипотетических
"посланий", важно уяснить другое: в такой ситуации подразумеваемая
ментальная  речь Итигэлова предлагается нам как чудо, транслируемое
через специальных лам. Так что для начала требуется поверить даже не в
сами "послания", а в этих лам (их особые свойства? Или святость?) – то
есть счесть  их полностью достойным доверия, чтобы через них
воспринимать невоспринимаемое! Как советовал великий тибетский учитель
Лама Цонкапа, надо сначала проверить, обладает ли лама достоинствами –
чистой нравственностью соблюдения монашеских обетов, обузданием себя,
подчинением чувств, мудростью глубокого знания Дхармы и т.д., - а иначе
нечего "давать всякому водить себя за нос!"


Помимо того,  в любом случае встает вопрос: какая нужда в
«нетленном теле» для ментальных посланий? Ведь наше физическое тело
требуется  для физических жестов и речи. А в «тонких» аспектах йогины
могут  действовать и из  бестелесного состояния! Как говорится в
буддизме, так действуют Бодхисаттвы высших ступеней.


Какой тогда смысл? Такой смысл, который может иметь  культ,
совсем необязательно    буддийский. Например, националистический
смысл. Посмотрите, хамбо-ламу Итигэлова превращают в национальный
символ,  его нетленное тело предъявляют почетным гостям Бурятии,
 российским политическим деятелям, самому президенту.  Хранитель тела
Бимба-лама  прямолинейно заявляет об этом: «В мире распространяется
много информации о находках мумий в позе лотоса в Гималаях. Мы знаем,
что подобного явления энергетического состояния тела Хамбо Ламы
Итигэлова в мире, кроме нашей Бурятии, нигде нет».


Далее – как и можно было бы ожидать от такого национального
культа: Институт Итигэлова в ряду своих проектов занимается также
памятными местами Чингис-хана в Бурятии (обоо Чингисхана).   Наконец,
национальные спортивные   игры   «Эрын Гурбан Наадан», по заявлению
хамбо-ламы Аюшеева,   «называются Этигэловскими Играми» и «являются
наиважнейшими из всех спортивных состязаний, которые проводит Сангха в
течение года. Все победы в этот день посвящаются великому Учителю и
возвращаются Его величайшим благословением и благополучием во всем!
Имена победителей навсегда золотой строкой вписываются в историю
буддизма России, а их победы сравнимы с победами олимпийцев! Но самое
главное, обладатель заветного звания «Победитель» - это тот спортсмен,
которого лично отметил сам Хамбо лама Этигэлов». Аюшеев от имени
хамбо-ламы Итигэлова обещает и большее: «Сотни, тысячи людей приходят к
Хамбо ламе Этигэлову с просьбами, мольбами помочь в разрешении тех или
иных проблем, и всегда они получают помощь и поддержку. Но приходит
момент, когда мы должны вернуть Учителю свой долг, хотя бы его малую
толику… Хамбо Лама Этигэлов непременно окажет помощь и принесет
огромное благо в дальнейшем развитии тем сельским поселениям, которые
приняли участие в этих состязаниях». (источник)


Это все понятно как социальные, национальные, политические и т.п.
заботы и задачи, которыми бывает нагружен культ. Только вот причем тут
буддизм?!


О  вреде культа нетленного тела


«Ну и ладно, а в чем же вред?» - возможно, спросите вы. Сплошная польза!


Очень просто. Вред в том, что создание такого культа вытесняет ту
пользу, которая могла произойти для людей от учения Будды. Согласно
буддийским идеям, даже Будда Шакьямуни не спасал  людей как некий бог –
иначе он спас бы разом всех живых существ в мире.   Будда   объяснял,
что спасает учением, что из Трех Драгоценностей (Будды , ученья,
общины)   именно учение –   действующая защита. А культ переводит
  внимание и веру  людей с практики учения Будды (то есть собственной
нравственности, медитаций, познания)  на поклонение «нетленному Телу»
(Поэтому  Аюшеев сказал про «просьбы и мольбы помочь в разрешении тех
или иных проблем»).


А лама Цонкапа говорил: «Не надо переживать из-за моей смерти.
Если вы прочитаете Ламрим и Агрим (две его главные работы), это будет
то же самое, что вы встретитесь со мной лично!» Буддийский  подход  в
том, что главное – учение.  И сам Будда говорил перед уходом из жизни:
«Все состоящее из частей подвержено разрушению, невечно, поэтому
практикуйте упорно!»


Будажап Будаев заканчивал биографию хамбо-ламы  Итигэлова
словами: «Хотя человек и не вечен…». Невечность, непостоянство –  вот
первая буддийская идея, которая подталкивает нас мудро использовать эту
жизнь. А деятели культа говорят про хамбо-ламу Итигэлова, что ему
«удалось добиться вечного тела» (источник).
В итоге - как следствие культа - в обсуждениях «нетленного тела»  на
первый план выходит  забота о вечной жизни (посмотрите  интервью лам,
на самом сайте Института и в СМИ). И главным лозунгом делает такой:
«Смерти – как небытия – нет, человек, если захочет, может победить
смерть». (ст. «Лама и смерть»)


Марк Тубдэн
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.