eaquilla (eaquilla) wrote,
eaquilla
eaquilla

Categories:

Исцеляющие истории. Вторая - о сущности асуров и явлении Дурги

Оригинал взят у nandzed в Исцеляющие истории. Вторая - о сущности асуров и явлении Дурги


ВТОРАЯ ИСТОРИЯ ПОСВЯЩЕНА ДЕМОНУ МАХИШАСУРЕ. «Махиша» означает «буйвол», имеется в виду, например, индийский (азиатский) буйвол. В Индии уважают коров, их считают воплощением саттвы. (Я связываю с саттвой такие понятия, как «сладость, свет, спокойствие, самообладание, равновесие, доброжелательность, счастье, бескорыстие, альтруизм» и все тому подобное). Индийцы считают коров символом материнства, и именно поэтому они поклоняются им; вместо того чтобы есть коров, они их кормят.

Несмотря на это, подавляющее большинство людей в Индии, которые пьют молоко, пьют также молоко буйволиц, потому что у буйволиц больше молока, чем у обычных коров, и это молоко жирнее (больше сливок). Правильно ли это? Во всяком случае, не с позиции традиционной аюрведы. Хотя буйволица также по-своему связана с материнством, говорят, что молоко буйволицы является тамасичной, а не саттвичной пищей. «Тамас» означает инертность, тяжесть, тупость. Действительно, инертность и тяжесть - это принципиально важные свойства космоса; без них мир перестанет существовать. Но нам лучше не увеличивать тамас сверх нашей обязательной потребности. У тех, кто пьет слишком много молока буйволицы, ум становится короток.

Все, конечно, относительно. Если ваш рацион включает жареную говядину, то это больше способствует повышению тамаса, чем употребление молока буйволиц (естественно, при условии, что и то, и другое у вас хорошо переваривается и усваивается). Тамас в большей степени свойственен жареному мясу животных, чем молоку, даже если речь о молоке буйволиц. Но, сравнивая виды молока с точки зрения энергии, мы обнаружим, что коровье молоко превосходит молоко буйволицы.

Я давно знаком с индийскими буйволами. Шесть лет я прожил в Индии в общежитии Аюрведического колледжа в Пуне. Рядом с моей комнатой был напорный водяной резервуар. Служащие, которые его наполняли, никогда не ждали его окончательного заполнения: они просто включали насос. Естественно, он всегда был переполнен, вода лилась через край, образовывая запруду прямо под моим окном. Ежедневно к запруде приходили буйволы, чтобы поплескаться в воде; а судя по их названию на английском языке - water buffalo, они очень любят воду…



То есть ежедневно я наблюдал за индийскими буйволами, устраивал такой даршан - «видение, лицезрение». Вообще устроить наблюдение за коровами было несложно, но сначала надо было коров найти, как правило, для этого мне требовалось выйти на улицу; а вот буйволы приходили ко мне сами. И это говорило о чем-то в отношении либо меня, либо колледжа, либо нас обоих.

В любом случае, я привязался к этим буйволам и обнаружил, что, хотя по сути они совсем не плохие животные, им действительно свойственен тамас. Это означает, что они следуют принципу инертности: пусть происходит все, что происходит. В статике инерция означает неспособность вазы спрыгнуть со стола и начать танцевать по комнате. Вместо этого ваза останется там, где стоит, пока откуда-то не поступит энергия, которая заставит ее двигаться. В динамике инерция означает, что движущийся объект будет стремиться продолжать движение, пока этому движению что-то не помешает. Поезд, который движется по рельсам, имеет очень мощный момент инерции, потому что это - объект с большой массой, который ускорялся в движении. Если на пути такого поезда попадется некий предмет, то, вероятно, он будет разрушен, а поезд как объект с большой массой и инерцией продолжит движение вперед даже после столкновения.

Для буйволов характерна инертность и в статике, и в динамике. В статике: если вы попытаетесь сдвинуть его с места, где он находится, вам придется трудно. В динамике: если он идет, уступите ему дорогу, - он может сбить вас с ног и задавить просто потому, что вы оказались у него на пути. Ничего личного: для буйвола вы будете просто еще одним препятствием, которое надо преодолеть. В отличие от Ганеши, который избавляется от препятствий мастерски и со вкусом, буйвол избавляется от препятствий, сравняв их с землей, как бульдозер. Или, если быть точным, «буйволозер».

Махишасура демонстрирует сходные черты. Он был асура, эгоистичное небесное существо, обладающее невероятной силой, который мог принимать форму буйвола-быка, что делало его чрезвычайно тамасичным. Демоны (асуры) и боги (суры, или дэвы) являются двоюродными братьями; их матери, Дити и Адити, были сестрами. И, как нам хорошо известно, двоюродные братья зачастую не ладят друг с другом. Суры стали повелителями Вселенной, что сильно раздражало асуров, настолько, что они дали обет вечной войны против суров. Дэвы - воплощение саттвы. И хотя они преимущественно саттвичны, им также в определенной мере свойственен тамас. Они довольствуются малым: сидят на небесах, едят лотосы, пьют амброзию и не стремятся узнать о том, что происходит где-то еще.

Асуры жили в Патале, «подземном» небесном мире. Будучи убеждены, что именно они должны управлять космосом, они затаили обиду, поэтому они постоянно строили козни в стремлении завоевать высшие небесные миры. У асуров был огромный запас тамаса и совсем немного саттвы, достаточно лишь для того, чтобы каяться в содеянном. Благодаря инертности тамаса они становились чрезвычайно целеустремленными, и, задавшись целью накопить энергию и шакти, они настолько фанатично посвящали себя этому процессу, что могли десять тысяч лет стоять на одном пальце ноги и питаться одним лишь дымом жертвенных костров. Такие меры покаяния позволяли им накопить огромные запасы энергии, которую они затем направляли на завоевание небесных миров. Основная трудность состояла в том, что, завоевав небо, они не знали, что с ним делать, поэтому Вселенную охватывал хаос.



В конце концов кто-то любезно помог богам. Сначала некто напомнил им о том, как глупо с их стороны было попасть в переделку из-за того, что они из-за собственного тамаса не обращали ни на что внимания, и что теперь для них настало время исправиться и раскаяться. Затем, после того как они, склонившись перед этим помощником, исправились и искренне раскаялись, этот некто помог им отвоевать небесные миры. Как правило, в роли такого помощника выступает Богиня.

Махишасура накопил много энергии, живя внизу в Патале, и он тратил эту энергию, как буйвол или бык распоряжаются своей: в попытках сравнять с землей все, что попадается им на пути. Махишасура поднимал дэвов на рога, топтал их копытами, и он вышвырнул их с небес. Боги упали на землю и беспомощно бродили по ней, как простые смертные. В конце концов они собрались с силами и сказали себе: «Когда Мадху и Кайтабха притесняли Брахму, он спел гимн Богине, которая сжалилась и помогла ему. Это произошло благодаря Вишну, так что давайте пойдем и обратимся к Вишну».

В сопровождении Брахмы, создателя, они направились туда, где Вишну и Шива болтали друг с другом, и все им подробно объяснили. Услышав, что произошло, Вишну и Шива чрезвычайно разозлились и страшно оскорбились, то есть стали амарша пурна - исполнены праведным гневом. Праведный гнев настолько выбил их из колеи, что из их тел возникли богини, напоминающие их самих и обладающие огромной силой. Тогда боги, которые были еще довольно умны, прямо прозрели. Они мгновенно рассвирепели, и из каждого из них появилось по богине, наделенные невероятной силой. После этого все эти грозные богини объединились в одну богиню, обладающую наибольшей силой, которую они назвали Дурга.



«Дур-» означает «далеко»; «-га» означает «идти». Слово «дурга» означает «недоступное, недостижимое». Среди других значений - «цитадель, форт, крепость». Богиня Дурга - труднодоступна, недостижима и непобедима; исключительно сложно накопить столько энергии, чтобы сравниться с Ней.

Могучая Дурга, воссев на льва, отправилась на битву с Махишасурой. Все случилось, как Она и задумала: описание этой грандиозной битвы занимает в «Дурга Сапташати» несколько страниц. Ближе к концу рукопашной схватки все подчиненные Махишасуры и все его армии были уничтожены Дургой, Ее львом и Ее армиями. Все умерли, кроме самого Махишасуры. Он же продолжил свои проказы. А Дурга, взяв чарку медовухи, выпила и заявила:

(«Деви-махатьям», III.35)
«Ликуй, заливайся смехом, дурень, пока я пью этот мед. Вскоре на этом самом месте, когда я умерщвлю тебя, возликуют боги!»

Дурга смаковала свой мед, от этого Ее глаза покраснели. Когда покраснели Ее глаза, она взяла трезубец и проткнула им демона. Придавленный трезубцем, он из буйвола превратился в подобие человека, возможно, потому, что больше не мог притворяться тем, кем он не был на самом деле.



Пока он менял форму тела, лишь частично перестав быть буйволом, Дурга взяла свой острый меч и отсекла его голову от тела. Махишасура пал на закате на десятый день Ашвин Наваратри. Боги были так счастливы, что взревели от радости, а затем спели еще один красивый гимн, восхваляющий Богиню и Ее чудесные деяния. После того Дурга явилась им и сказала: «Я рада, что вы восхваляли меня в своем гимне, пели мне дифирамбы. Что бы вы хотели?» И они ответили: «Мы всем сердцем желаем того, чтобы в следующий раз, когда мы попадем в переделку, Ты пришла бы и вновь вытащила наши каштаны из огня». Дурга в ответ сказала лишь одно слово» «Татасту!» («Так тому и быть!»). И на этом закончился второй рассказ. К этому моменту купец и царь слушали очень внимательно, отметив, что благодаря Богине хорошие события могут произойти даже с теми, кто был разгромлен. Царь и купец начали думать, что и у них есть надежда.

Роберт Свобода
Tags: Индуизм
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments