eaquilla (eaquilla) wrote,
eaquilla
eaquilla

Category:

Мечковская Нина Борисовна Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий

Оригинал взят у oio11 в Мечковская Нина Борисовна Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий

Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий

Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий
Title: Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий
Author: Мечковская Нина
Оценка: 4.8 of 5, readers votes - 8
Genre: religion (science), linguistics, historical
Annotation: Эта книга о связях языков и древнейших религий мира (ведическая религия, иудаизм, конфуцианство, буддизм, христианство, ислам). Показаны особенности религиозного общения в различных культурах, влияние религии на историю языков, фольклора, литературных и филологических традиций. Читатель узнает о церковных конфликтах, связанных с переводом и толкованием священных книг, о мифопоэтических истоках ранней и современной философии языка.
Пособие адресовано студентам гуманитарных факультетов вузов и колледжей. Может быть использовано при изучении курсов «История и философия религии», «Введение в общую филологию», «Семиотика», «Основы языкознания», «Философия и история культуры», «Социальная психология».
Издательский дом: Агентство «Фаир» Год издания: 1998
Table of Contents:

hide Table of Contents


  1. Н.Б. Мечковская Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий

  2. Предисловие

  3. I. Язык и религия как первые моделирующие системы человеческого сознания

  4. Историческое введение: народы, языки и религии на карте мира в прошлом и настоящем

  5. 1. Язык, религия и смежные «измерения» человечества

  6. 2. Первобытная эпоха

  7. 2.1. В каждом селении – свой язык.

  8. 2.2. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, (моно)теизм.

  9. 2.3. Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания.

  10. 3. Время ранних государств и средние века

  11. 3.1. Надэтнические религии.

  12. 3.2. Пророческие и апостольские языки.

  13. 4. Новое время

  14. 4.1. Секуляризация и расцвет этнических литературных языков.

  15. 4.2. Является ли язык обязательным признаком этноса?

  16. 4.3. Этносы и религиозная принадлежность.

  17. 4.4. Конфессиональный признак в самоидентификации государств.

  18. Две картины мира: языковая семантика и мифолого-религиозное сознание

  19. 5. Психологическая структура языкового и религиозного сознания

  20. 5.1. Методологический экскурс о пользе семиотики.

  21. 5.2. Языковое значение: между представлением и понятием.

  22. 5.3. Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика).

  23. 6. Что «знают» о мире языки?

  24. 7. Содержание мифолого-религиозной картины мира

  25. 8. Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание

  26. 9. Язык и религия в структуре общественного сознания

  27. Язык, религия и народный менталитет

  28. 10. Воздействует ли язык на культуру? Идеи В.Гумбольдта и А.А.Потебни

  29. 11. Надэтнический характер вероисповеданий

  30. 12. Религия как фактор культурно-психологического своеобразия народов

  31. II. Фидеистическое отношение к слову

  32. Безусловное восприятие знака как предпосылка и первоэлемент словесной магии

  33. 13. Магическая («заклинательная») функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку

  34. 14. Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического)

  35. Слово в ритуале

  36. 15. Ритуал как единство фидеистического действия и слова

  37. 16. Что древнее: ритуал, миф или язык?

  38. 17. Почему язык долговечнее ритуала?

  39. Мифология речи

  40. 18. Река – древнейший образ речи

  41. 19. Мифология имени

  42. 20. От слова – станется? (Фольклорные представления о магии имени)

  43. 21. Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии

  44. 22. Табу и эвфемизмы

  45. Мифы о букве и магия письма

  46. 23. Создатели письма: боги, герои, святые

  47. 24. Сакрализация письма в религиях Писания

  48. 25. Мистика и магия букв

  49. 26. Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри

  50. 27. Еще одно следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики

  51. Коммуникация в мифолого-религиозной практике

  52. 28. Особенности фидеистического общения

  53. 29. Жанры «вещего» слова

  54. III. Фидеистическое общение и история фольклорных жанров

  55. Мифы и фольклор

  56. 30. Различие между мифологией и фольклором

  57. 31. «Предмифы»: архетипические доязыковые структуры сознания

  58. 32. Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре

  59. 33. От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях

  60. 34. От священного знания к бабушкиным сказкам

  61. Заговор: шаг в потусторонний мир

  62. 35. Как начинают колдовать? (Психологические механизмы фасцинации)

  63. 36. Кто колдует и к кому обращен заговор?

  64. 37. Лучшее время для колдовства

  65. 38. Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья

  66. 39. Народная этимология как инструмент магии

  67. 40. Считалки и другие фольклорные потомки заговоров

  68. Эволюция коммуникативно-познавательных возможностей загадки

  69. 41. Древнейшие загадки как мифологический катехизис [80]

  70. 42. О дидактической ценности вопросно-ответного изложения

  71. 43. Азбука образного мышления

  72. 44. «Диалогические» картины мира в апокрифах и духовных стихах

  73. 45. Состязания умов: загадки вместо палиц

  74. 46. Загадки-насмешки

  75. IV. Религиозные книги

  76. Информационный «первотолчок»: откровение как «главное знание» о мире и смысловой центр священного писания

  77. 47. Харизма религиозного гения

  78. 48. Призвание Моисея и «Тора»

  79. 49. У истоков зороастризма. «Авеста» [98]

  80. 50. Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване

  81. 51. Структура Откровения в Священном Писании христиан

  82. 52. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба [104]

  83. 53. Откровение, вероисповедная ось Писания

  84. Кодификация писания и сложение религиозного канона

  85. 54. Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов

  86. 55. Канонический текст произведения. «Собиратель Корана» Осман (856 г.). Ориген (185–254), его «Гекзапла» и зарождение текстологии

  87. 56. Какие вероисповедные книги, кем и почему признаются священными? Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры

  88. 57. Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, буддизме и даосизме?

  89. 58. Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица

  90. Книжное море за границами канона: жанровое разнообразие конфессиональной литературы

  91. 59. Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума

  92. 60. Общая типология книжных жанров в религиях Писания

  93. Внеканонические современники танаха и Нового Завета

  94. 61. Иудейские апокрифы: иноязычные истории о евреях до и после Вавилонского плена; иноязычные «книги Премудрости»; рукописи Мертвого моря

  95. 62. Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и «гностическая ересь»

  96. Почему священное писание дополняется священным преданием?

  97. 63. «Талмуд», Священное Предание иудаизма

  98. 64. Святые отцы церкви и Патристика. Что важнее: Писание или Предание?

  99. 65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции

  100. Богословие и догматика

  101. 66. «Ограда Закону» в теологии раввинов. Апофатические тенденции в «Талмуде»

  102. 67. Христианская богословская мысль и догматическое богословие

  103. 68. «Духовная броня» исламской теологии

  104. Символы веры и катехизисы

  105. 69. Что каждый христианин должен знать

  106. 70. Квинтэссенция иудаизма: «Слушай, Израиль!…»

  107. 71. Как принимают ислам. «Шахада»

  108. Богослужебные книги и молитвенники

  109. 72. Слово в храме

  110. 73. Какую «Тору» читают в синагоге

  111. 74. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник

  112. 75. Молитвенный канон ислама. Кульминация молитвы – в молчанье

  113. Коммуникативные особенности мистических текстов

  114. 76. Мистический выход за пределы слова: «мрак, который выше ума»

  115. 77. Мистика или назидание? Выбор апостола Павла и «Откровение» Иоанна Богослова. Христианская мистика за церковной оградой

  116. 78. Каббала [158] , «душа души Закона» Израиля. Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира

  117. 79. Исламский мистицизм: ересь, ставшая ортодоксией

  118. Проповедь и дидактические жанры

  119. 80. Коммуникативные функции проповеди. Первые иудейские проповедники

  120. 81. «Нагорная проповедь» и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия

  121. 82. Комментаторская культура иудаизма

  122. 83. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири

  123. 84. Пятничная проповедь у мусульман. Коран не толкуется в мечети

  124. Юридические темы и жанры в конфессиональной книжности

  125. 85. Мишна, «душа Закона Израиля», и Талмуд

  126. 86. Судьбы канонического права в христианстве

  127. 87. «Арабский судебник» Коран и хадисы

  128. Конфессиональная литература как коммуникативное пространство

  129. 88. Логика и антиномии религиозной коммуникации [165]

  130. 89. Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру

  131. V. Языковые коллизии в истории священных текстов

  132. Споры о переводах Писания

  133. 90. Герменевтические коллизии в церковных конфликтах

  134. 91. Почему опасались переводить Св.Писание?

  135. 92. «Септуагинта» (285–II в. до н.э.), греческий «Ветхий Завет» в переводе семидесяти

  136. 93. Знаменитые библейские переводы: «Вульгата» (384–405 гг.), перевод Мартина Лютера (1522–1534)

  137. 94. Долгий путь к церковнославянской Библии (863–1499)

  138. 95. Почему русская Библия (1876) появляется позже болгарской (1840) и сербской (1868)?

  139. 96. Будет ли православное богослужение на русском языке?

  140. Споры о толковании слова как фактор церковных распрей

  141. 97. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь»

  142. 98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве

  143. 99. Бердяев об Откровении историческом и духовном

  144. «Исправление книжное» в истории православия

  145. 100. Тырновская литературная школа (вторая половина XIV – начало XV в.). «Книга о писменах» Константина Костенечского (после 1410 г.)

  146. 101. «Книжная справа» в Московской Руси. Реформа патриарха Никона и раскол Русской Православной церкви (вторая половина XVII в.)

  147. Библейская герменевтика и книгопечатание

  148. 102. Гуманисты, «Гутенбергов пресс» и Библия

  149. 103. Эразм Роттердамский (1469–1536) как филолог

  150. 104. Восточнославянские первопечатники Франтишек Скорина (до 1490 – ок. 1541) и Иван Федоров (ок. 1510–1583) в конфессиональных и языковых ситуациях своего времени

  151. 105. Вечные смыслы и герменевтический поиск

  152. VI. Судьбы языков в религиозной истории народов

  153. Функциональное двуязычие священного (культового) и народного языков

  154. 106. Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра

  155. 107. Культурно-религиозные двуязычные миры

  156. 108. Две модели двуязычия у славян: мир Slavia Orthodoxa и мир Slavia Latina

  157. 109. «О пользе книг церковных в российском языке»

  158. Конфессиональные факторы в истории языков

  159. 110. Создание алфавитов. Реформы письменности

  160. 111. Переводы Писания и национальные литературные языки

  161. 112. Обогащение лексики и фразеологии

  162. 113. Начало стилистики

  163. VII. Конфессиональные потребности как первоисточник филологии

  164. Мифопоэтические истоки первых концепций языка

  165. 114. Дар речи в картине мира древних индоевропейцев

  166. 115. Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?

  167. 116. Почему одно из имен Иисуса Христа – Логос (Слово)?

  168. Фонетика и орфография. Грамматика

  169. 117. Грамматик-жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)

  170. 118. Фонетические открытия арабов-мусульман в VIII в.

  171. 119. Славянские орфографические трактаты

  172. 120. Европейские грамматики XV – начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией

  173. От глоссы к семасиологии и искусству лексикографии

  174. 121. Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский

  175. 122. Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI–XVII вв.)

  176. VIII. Традиции фидеистического отношения к слову в философии и языкознании

  177. Фидеистические решения в спорах о природе имени

  178. 123. Об органичности веры в слово

  179. 124. Конфуцианская идея «исправления имен» в Китае

  180. 125. Теория фюсей в древнегреческой философии

  181. 126. Исихазм в Византии и у православных славян: мысленная молитва и имяславцы

  182. 127. Имяславие отца Павла Флоренского и философия имени в трудах А.Ф. Лосева

  183. Фидеистическая линия в оценке роли языка в познании

  184. 128. Отрицательное богословие Псевдо-Дионисия Ареопагита

  185. 129. Теория «лингвистической относительности» Эдварда Сепира и Бенджамина Ли Уорфа

  186. 130. Лингвистическая философия Людвига Витгенштейна и Джорджа Мура

  187. 131. Философско-поэтическая герменевтика Мартина Хайдеггера

  188. 132. «Диалогические мыслители» XX века

  189. IX. Резюме. Основные тенденции в истории взаимоотношений языка и религии

  190. Литература

  191. Список условных сокращений

  192. Указатель терминов [222]

  193. Именной указатель

  194. Указатель слов, оборотов, поговорок, пословиц, произведений

http://www.e-reading.club/book.php?book=38796
http://royallib.com/book/mechkovskaya_nina/yazik_i_religiya_lektsii_po_filologii_i_istorii_religiy.html
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments