eaquilla (eaquilla) wrote,
eaquilla
eaquilla

Category:

О понимании мантр со стороны обретаемых сиддхи

Оригинал взят у nandzed в О понимании мантр со стороны обретаемых сиддхи


В связи с мыслями о методах практики дхарани. Поскольку все дхарани-мантры относятся, в основном, к уровню крия-тантр, стоит читать об их практике в объяснительной, т. н. общей тантре - "Сусиддхикара-сутре".

Вместе с «Субахупарипричча-нама-тантра», «Сарвамандаласаманъявидхи-гухьятантра» и «Дхьяноттара-паталакрама» она относится к категории общих крия-тантр («тантр действия») и уделяет не много внимания доктринальной, философской стороне буддийского учения. Речь в ней идет прежде всего о содержании, деталях и предназначенности различных мистических ритуалов, а также основных практик.

В эзотерической ветви японской школы Тэндай эта сутра считается «не-двойственной» и объединяющей два других базисных произведения тантрического буддизма — «Вайрочанабхисамбодхи-сутра» и «Сарвататхагата-таттвасамграха». Ее называют «царь-сутрой», поскольку ее содержание основывается на единстве учений Алмазного Мира и Мира Чрева (Ваджрадхату и Гарбхадхату) и выражает главный принцип буддийского эзотеризма: «собственное сердце и есть Будда».

Слово "сусиддхикара" означает "умелость в достижении цели", и вся сутра составлена из общих правил создания условий, ведущих к "цели" (сиддхи) во всех ритуалах, отправляемых практикующим. Из объяснений о достигаемых сиддхи можно кое-что понять о самих мантрах... И надо заметить, что из объяснительной тантры уровня крия можно многое понять о ритуалах высших, ануттара-тантр. Например, ритуал хома-виддхи (жинсрег - тиб.) полностью разработан был и описан именно в крия-тантрах. Но я отвлёкся).

Сусиддхикара сутра. Разделения ритуалов становлений (также называемый «Разделом особенностей <обликов> сиддхи») — раздел 16


«Далее, [разъясним] становления сиддхи. Подниматься в небо и двигаться вперед — это высшее становление; скрывать [свой] облик и прятать следы — это среднее становление; все мирские дела — это низшее становление. Таковы три этих вида: высшее, среднее и низшее становление. Подниматься в небо, прятать облик, [совершать] мирские дела, — три этих вида становлений в свою очередь подразделяются на высшие, средние и низшие. Сейчас я изложу подробнее о высших становлениях Трех Разделов: [становление] святым-видьядхара, поднятие в небо, обретение пяти чудесных сил, либо наличие многих разновидностей [обликов], либо обретение очищения ото всех загрязненностей[180], либо [становление] пратьекабуддой, либо подтверждение уровней бодхисаттвы, либо познание всех вещей, либо [обретение] красноречия и большой учености, либо становление [возможности поднять] труп-ветала, либо отправление [ритуала самки] якшани, либо обретение чинтамани [— жемчужины, исполняющей желания], либо обретение неисчерпаемых спрятанных сокровищ; если исполняют подобное ранее указанному, то это становления высшие среди высших.

Далее, разъясню ритуалы средних становлений в Трех Разделах: прятать облик и скрывать следы, в теле обретать великую силу, быть сперва вялым, а затем обретать ревностный дух, входить во дворцы [а]сура и обретать снадобье долголетия, свершать [ритуал] небесного посланника прайшика, быть способным управлять («пользоваться») демонами или побуждать к действия шалабханджика[181] — духа дерева, или достигать многой учености, постигая то, чего не слышал ранее и глубоко проникая в его смысл, либо смешивать снадобья, втерев немного [себе] в руку и в макушку, путешествовать в далекие места, не уставая, — вышеописанные сиддхи именуются средними среди высших становлений.

Далее, разъясню ритуалы среди низших становлений: силой мантр побуждать людей глядеть радостно, либо возвышаться среди людей, либо быть способным наказывать злых людей, подавлять всякую человеческую злобу, либо прочие низшие дела, — таковы высшие среди низших [становлений].

Если желаешь придерживаться снадобий и прочего, то есть три разновидности становлений: рождение сияющих языков пламени — высшие, поднимающийся дым — низшие, разносящееся тепло — низшие.

Далее, мантры святых — для высших становлений, возглашаемые небо[жителями] называются [проявлениями] средних становлений; мантры небо[жителей этого] мира — для низших становлений. Далее, мантры Раздела Будд — для высших сиддхи; мантры Раздела Лотоса — для средних сиддхи; мантры Раздела Ваджры — для низших сиддхи. Если желаешь искать низших [становлений при помощи] высших мантр, обретешь низшие становлений; если желаешь искать высших [становлений при помощи] низших мантр, обретешь высшие становления; если используешь средние мантры для высших или низших [становлений], будет то же самое.

В мантрах заключены четыре следующие добродетели. Необходимо понимать, что высшие, средние и низшие разделения мантр способны осуществлять Великие Результаты: совершенствование уровня пратьекабудды, прохождение десяти бхуми бодхисаттв, наконец, становление Буддой; таковы Великие Результаты. Далее, [мантры порождают] Великие Добродетельные Действия, а именно: быть окруженным спереди и сзади большим количеством сподвижников; исполнение такого желания есть Великое Добродетельное Действие. Затем, способность [достижения] Уровня Долгой Жизни, а именно: обретение состояния («места») победоносного [чакравартина — царя], поворачивающего Колесо [Закона], или святого-долгожителя; если [мантры] осуществляют такое желание, то это — Уровень Долгой Жизни. Далее — «расширение облика и поведения», а именно, далеко распространяющееся сияние: таково «расширение облика». При наличии этих четырех добродетелей, пусть даже это будут мантры низшего порядка, возможны становления высшего порядка. Среди [мантр] высшего порядка есть не содержащие этих добродетелей, потому, хотя они и высшего порядка, но используются для [становлений] низшего порядка.

Все мантры, разъяснявшиеся буддами и бодхисаттвами, различны. Многие из тех, что излагались буддами и бодхисаттвами, относятся к разряду низшего порядка, однако при этом способны [приводить к] становлению дел высшего порядка. Среди мантр, разъяснявшихся почитаемыми [божествами] есть способные осуществлять лишь одно [становление]; это ритуалы шантика, ритуалы пауштика и ритуалы абхичарука. Хотя они приводят [лишь] к одному свершению, в каждой из них есть [разделения на мантры] высшего, среднего и низшего порядка.

Как мантры низшего порядка могут [приводить к] становлению высших дел? Уподобим это возникающему из синей грязи цветку лотоса, — в том нет никаких сомнений. Как добрые и сострадательные мантры высшего порядка могут [приводить к] низшим гневным и яростным становлениям? Подобно белому сандаловому дереву, прохладному по природе: если налетает («ударяет») ветер и трет [его ветви] друг о друга, естественным образом возникает огонь, — здесь не без причин и связей. Как подобные различия [между мантрами и производимыми ей становлениями] не есть последовательность, так же и в отношении всех прочих сиддхи не должно быть сомнений.

Сиддхи разделов тела есть становления высшего порядка; сиддхи всех снадобий есть становления среднего порядка; сиддхи богатства есть становления низшего порядка.

Если есть некий человек, который долго возглашал мантры низшего порядка, то даже при том, что в нем самом может не быть силы, его основной почитаемый способен искать [становлений сиддхи] высшего порядка [у другого, более могущественного божества[182]], и вместе они даруют их ему. [Однако], если он делает подношения и возглашения мантр высшего порядка, относительно которых в его сердце есть сомнения, а также [если он] лишен чистоты и искренности, то даже при том, что это — мантры высшего порядка, возглашая их легкосердечно, он привлечет становления лишь низшего порядка. Потому знай, что все возглашения зависят от [состояния] сердца и разума. Так, среди небо[жителей] есть бедные, а среди демонов — богатые и сильные. Точно так же и с мантрами; в каждой из них заключены три [разновидности] сиддхи: высшие, средние и низшие. Возглашая их с искренним сердцем, обретешь все сиддхи».
Tags: Буддизм
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments