Оригинал взят у
Чтобы получить нечто ценное человек должен отдать что-то равноценное в обмен. Таков один из главных принципов гармонии, и вы это знаете, дорогая принцесса Селестия. Каждый раз когда человек выбирает путь неравноценного обмена, это увеличивает энтропию и открывает дорогу Хаосу, что неизменно вредит делу Гармонии. И несмотря на достаточность примеров гибельности путей, отступающих от принципов Гармонии, человечие в своей массе так и не сумело разобраться и усвоить этот принцип. Принцип равноценного обмена.

Принцип равноценного обмена подразумевает сопоставимую компенсацию со стороны человека или системы для получения чего-то нужного. Причем цена для человека в конечном итоге касается его времени, усилий и дискомфорта, а для системы цена может выражаться во времени, усилиях и повреждениях компонентов системы, т.е. система может расплачиваться в том числе и жизнями людей, ее составляющих.
Равноценный обмен не предполагает всегда одинаковую цену, ведь люди и системы могут оптимизировать свою структуру и поведение чтобы более совершенная методология позволяла им тратить меньше ресурсов в будущем, например, НТП позволяет человечию производить нужные ресурсы с гораздо меньшими трудозатратами. Но такая оптимизация соответствует принципу равноценного обмена, ведь для уменьшения цены человек или система затратили время и усилия на свое улучшение, т.е. они эволюционировали, что и позволило им использовать свои ресурсы эффективнее. Также принцип равноценного обмена соблюдается при использовании ресурсов других людей или систем если в обмен на это отдается нечто равноценное. Например, хищник убивает и ест травоядных, но в обмен он выступает санитаром популяции, убирая в первую очередь ослабленных, а также является стимулятором к улучшению навыков побега и защиты, что позволяет популяции как минимум не деградировать, сохранять массовое здоровье и держать себя в тонусе. Нарушение принципа равноценного обмена происходит тогда, когда человек или система чтобы уменьшить цену за нужное им не улучшают себя, не наращивают свои возможности для производства, не увеличивают свою ресурсную базу, а начинают пользоваться ресурсами других людей или систем, отдавая взамен несравненно меньше.
Фактически неравноценный обмен является квинтэссенцией стремления к легкому могуществу, не выработанному своими усилиями и улучшением, но полученному за счет других людей или систем, т.е. паразитированию. Но почему неравноценный обмен открывает дорогу для Хаоса, ведь разве не является более оптимальной экономия своих ресурсов за счет окружающих? В статическом рассмотрении таки да, более оптимально затратить чужие ресурсы вместо своих. Но губительность пути, основанном на систематическом паразитировании становится очевидной если рассматривать ситуацию динамически, если понимать взаимосвязи и перспективу.
Первый подводный камень неравноценного обмена - это накопление противоречий. Дело в том, что людям и системам как-то не особо нравится когда кто-то паразитирует на их ресурсах. Причем стремление к равноценному обмену, как и ко всему гармоничному, характерно не только для людей. Человечие в своей гордыне любит рассуждать, что чувство справедливости характерно лишь ему. Но в животном царстве чувство нравственности и справедливости среди стадных животных - вещь очень распространенная, что доказывается целой линейкой экспериментов.
"Двум обезьянам дали работу (собирать камни) естественно за зарплату в виде еды.
Обезьяне в левой клетке предстояло собирать только один камушек, за что она получала кусочек огурца.
Обезьяне в правой клетке поручили собирать по два камушка, в следствии чего она получала виноград.
Этих обезьян поместили рядом (предварительно натренировав на работу) и заставили поработать первую. Она взяла привычную ей монету-огурец и сжевала как ни в чем не бывало.
НО как только эта же самая обезьяна увидела, что ПРАКТИЧЕСКИ за ту же самую работу соседу платят ВИНОГРАД (!)... " (можно смотреть с 12:30)
Это явление неформально стало называться эффектом огуречной обезьяны, и оно демонстрирует, что накопление противоречий и агрессии жертв со временем при неравноценном обмене неизбежно. Да, иногда они могут какое-то время потерпеть, особенно когда паразитирующего субъекта побаиваются или уровень понимания жертв недостаточен для противодействия, но сила и могущество не вечны, слабость и темнота жертв - тоже, и на любой лом когда-то найдется лом поувесистей, а на любую хитро сделанную гайку отыщется болт с соответствующей резьбой. Таким образом паразитирующие люди или системы гарантированно обрекают себя на расправу со стороны обманутых в будущем. Если дело касается человека, то его жизнь может быть гораздо короче чем время накопления противоречий до критического уровня, и если он живет для себя, то такая стратегия может казаться выигрышной, но тогда не поздоровиться его потомству - непосредственному или далекому.
Вторым подводным камнем неравноценного обмена является исчезновение стимулов к развитию и замещение их стимулами к деградации для паразитирующих людей и систем. При нормальном состоянии для получения большего количества ресурсов необходимо приложить большие усилия и улучшить себя, но паразитирующее состояние этого не требует, но требует лишь увеличения эксплуатации жертв. Это приводит к тому, что паразитирующие люди и системы как минимум перестают развиваться, а так как многие сложные системы паразитам просто не нужны, то они ко всему прочему еще и начинают деградировать. Закономерность этой тенденции мы можем наблюдать повсеместно: животном мире паразиты примитивны по сравнению со своими жертвами, паразитирующие классы людей значительно сильнее подвержены дегенерации и процент психических и телесных патологий у них зашкаливает, монополизация рынка или власти приводит к загниванию и примитивизации систем управления и так далее.
Таким образом нарушение принципа равноценного обмена, несмотря на то что дает определенные выгоды в оперативной и тактической перспективе, неизменно гарантирует для человека или системы гораздо большие, а чаще абсолютные потери в перспективе стратегической и глобальной, т.е. в перспективе такой человек (его род) или система обречены на деградацию и/или разрушение; они обречены на гарантированное поражение. Пути Гармонии допускают возможность жертвовать оперативными или тактическими целями ради стратегический и глобальных, но жертвовать глобальными и стратегическими интересами ради тактических и оперативных - это глупость, недальновидность, очевидно не оптимальный путь, а значит это путь Хаоса.
Но дегенерация и разрушение самих паразитирующий людей, родов или систем - это только часть угроз неравноценного обмена. Следование путями Хаоса неизменно влечет за собой гораздо более губительные силы, вызванные методиками неравноценного обмена. А эти методики, которые позволяют паразитирующим людям и системам обойти принцип равноценного обмена, я называю философским камнем.
Легенды гласят, что lapis philosophorum позволяет обходить принцип равноценного обмена, но для его получения нужны кровавые жертвы, и чем большую силу обеспечивает камень, тем больше людей нужно погубить чтобы заключить в камне их души. Возможно, в такой форме легенды описывают закономерность работы философского камня - методик паразитирования, которые не просто гарантируют деградацию и разрушение для паразита в будущем, но и является губительной силой для жертв и окружающих.
Примерами философского камня могут быть самые разные методики - от примитивных и понятных до изощренных и скрытых. Это и прямое принуждение в рабовладельческом строе, это и банальное воровство, и финансовые спекуляции, и эмиссионный ссудный процент, и колониальная эксплуатация, и неравная международная торговля. Философский камень позволяет паразиту производить неравноценный обмен с жертвой, но кроме того что жертва теряет ресурсы в пользу паразита, ко всему прочему она подвергается губительному влиянию для того чтобы философский камень мог работать. Например, рабы лишаются свободы, их волю ломают побоями и унижениями, а строптивых показательно убивают чтобы остальные боялись и эта методика паразитирования была эффективной. Финансовые спекуляции вытягивают из хозяйства прибыль, производящим субъектам недостает средств сначала на расширенное воспроизводство, а после и на простое, и хозяйство деградирует. Эмиссионный ссудный процент закономерно приводит к монополизации рынка, к необходимости бесконечного роста рынков сбыта/потребления, к доктрине потреблятства, к обыдлению населения под эти нужды и к исчерпанию планетарных ресурсов. Колониальная эксплуатация и неравная международная торговля требует искусственного сдерживания других народов и игроков в слабом состоянии, их подавления в военном, экономическом и идеологическом отношении. Работоспособность философского камня в каждом случае обеспечивается ущербом, который наносится окружающим людям и системам, и он значительно превышает экономию ресурсов, которую получает паразит вследствие неравноценного обмена. Потому добрым людям следует не просто соблюдать принцип равноценного обмена, но и препятствовать кому-либо использовать философский камень для обмена неравноценного.
Так пути легкого могущества приводят в действие губительные силы и ведут к Хаосу.
Желание стать сильнее похвально и оно даст добрые результаты если человек будет делать зарядку, заниматься спортом и правильно питаться, но оно приведет к недоброму финалу если человек захочет стать сильным без надлежащего усердия и будет использовать допинг и стероиды. Да, это будет быстрее и проще чем прилежные тренировки на первом этапе, но в дальнейшем ущерб здоровью будет несоизмеримым.
Желание победить похвально, и оно принесет добрые результаты если для победы грамотно используются ресурсы, но оно губительно если для победы используется неравноценный обмен и приносится в жертву будущее системы.
Начальству и элите не зазорно жить лучше чем окружающие и это благо если элита успешно выполняет свои функции и не выходит за пределы ресурсной возможности системы. Но неравноценным обменом будет ситуация когда элита, живя лучше других, не выполняет с достаточной эффективностью своих функций или живет потребностями, выходящими за рамки возможностей своей системы. Например, перманентной болезнью русской элиты с XVIII века является подражание уровню потребления западной элиты. Но высокий уровень потребления западной элиты обеспечивается, во-первых, более высокой урожайностью и рентабельностью производства из-за климатический факторов, и во-вторых, эксплуатацией колоний. Таким образом русская элита в своем стремлении жить как западная изымала (и изымает) из своей системы гораздо больше ресурсов чем та может выделить под элиту, из-за чего другим подсистемам ресурсов хронически недостает и они деградируют. Отсюда "недоедим но вывезем", отсюда же "надежный поставщик энергоресурсов". Чтобы получить нечто ценное человек должен отдать что-то равноценное в обмен. Нарушение принципа равноценного обмена к добру не ведет.
Таким образом соблюдение принципа равноценного обмена является одним из условий гармоничного развития социальных систем, а его нарушение и использование lapis philosophorum гарантированно губительно как для самого субъекта действия, так и для окружающих людей и систем. И потому безоглядная воля к власти и доминированию не может считаться признаком превосходства разума. Истинным признаком превосходства разума является его воля к Гармонии, выраженная в стремлении к улучшению и эволюции и сохранению принципа равноценного обмена, что является глубинной сущностью справедливости. Именно такая воля способна вести нас лучшим из путей, дорогая принцесса. Всегда верный, чешу вас за ушком.


Принцип равноценного обмена подразумевает сопоставимую компенсацию со стороны человека или системы для получения чего-то нужного. Причем цена для человека в конечном итоге касается его времени, усилий и дискомфорта, а для системы цена может выражаться во времени, усилиях и повреждениях компонентов системы, т.е. система может расплачиваться в том числе и жизнями людей, ее составляющих.
Равноценный обмен не предполагает всегда одинаковую цену, ведь люди и системы могут оптимизировать свою структуру и поведение чтобы более совершенная методология позволяла им тратить меньше ресурсов в будущем, например, НТП позволяет человечию производить нужные ресурсы с гораздо меньшими трудозатратами. Но такая оптимизация соответствует принципу равноценного обмена, ведь для уменьшения цены человек или система затратили время и усилия на свое улучшение, т.е. они эволюционировали, что и позволило им использовать свои ресурсы эффективнее. Также принцип равноценного обмена соблюдается при использовании ресурсов других людей или систем если в обмен на это отдается нечто равноценное. Например, хищник убивает и ест травоядных, но в обмен он выступает санитаром популяции, убирая в первую очередь ослабленных, а также является стимулятором к улучшению навыков побега и защиты, что позволяет популяции как минимум не деградировать, сохранять массовое здоровье и держать себя в тонусе. Нарушение принципа равноценного обмена происходит тогда, когда человек или система чтобы уменьшить цену за нужное им не улучшают себя, не наращивают свои возможности для производства, не увеличивают свою ресурсную базу, а начинают пользоваться ресурсами других людей или систем, отдавая взамен несравненно меньше.
Фактически неравноценный обмен является квинтэссенцией стремления к легкому могуществу, не выработанному своими усилиями и улучшением, но полученному за счет других людей или систем, т.е. паразитированию. Но почему неравноценный обмен открывает дорогу для Хаоса, ведь разве не является более оптимальной экономия своих ресурсов за счет окружающих? В статическом рассмотрении таки да, более оптимально затратить чужие ресурсы вместо своих. Но губительность пути, основанном на систематическом паразитировании становится очевидной если рассматривать ситуацию динамически, если понимать взаимосвязи и перспективу.
Первый подводный камень неравноценного обмена - это накопление противоречий. Дело в том, что людям и системам как-то не особо нравится когда кто-то паразитирует на их ресурсах. Причем стремление к равноценному обмену, как и ко всему гармоничному, характерно не только для людей. Человечие в своей гордыне любит рассуждать, что чувство справедливости характерно лишь ему. Но в животном царстве чувство нравственности и справедливости среди стадных животных - вещь очень распространенная, что доказывается целой линейкой экспериментов.
"Двум обезьянам дали работу (собирать камни) естественно за зарплату в виде еды.
Обезьяне в левой клетке предстояло собирать только один камушек, за что она получала кусочек огурца.
Обезьяне в правой клетке поручили собирать по два камушка, в следствии чего она получала виноград.
Этих обезьян поместили рядом (предварительно натренировав на работу) и заставили поработать первую. Она взяла привычную ей монету-огурец и сжевала как ни в чем не бывало.
НО как только эта же самая обезьяна увидела, что ПРАКТИЧЕСКИ за ту же самую работу соседу платят ВИНОГРАД (!)... " (можно смотреть с 12:30)
Это явление неформально стало называться эффектом огуречной обезьяны, и оно демонстрирует, что накопление противоречий и агрессии жертв со временем при неравноценном обмене неизбежно. Да, иногда они могут какое-то время потерпеть, особенно когда паразитирующего субъекта побаиваются или уровень понимания жертв недостаточен для противодействия, но сила и могущество не вечны, слабость и темнота жертв - тоже, и на любой лом когда-то найдется лом поувесистей, а на любую хитро сделанную гайку отыщется болт с соответствующей резьбой. Таким образом паразитирующие люди или системы гарантированно обрекают себя на расправу со стороны обманутых в будущем. Если дело касается человека, то его жизнь может быть гораздо короче чем время накопления противоречий до критического уровня, и если он живет для себя, то такая стратегия может казаться выигрышной, но тогда не поздоровиться его потомству - непосредственному или далекому.
Вторым подводным камнем неравноценного обмена является исчезновение стимулов к развитию и замещение их стимулами к деградации для паразитирующих людей и систем. При нормальном состоянии для получения большего количества ресурсов необходимо приложить большие усилия и улучшить себя, но паразитирующее состояние этого не требует, но требует лишь увеличения эксплуатации жертв. Это приводит к тому, что паразитирующие люди и системы как минимум перестают развиваться, а так как многие сложные системы паразитам просто не нужны, то они ко всему прочему еще и начинают деградировать. Закономерность этой тенденции мы можем наблюдать повсеместно: животном мире паразиты примитивны по сравнению со своими жертвами, паразитирующие классы людей значительно сильнее подвержены дегенерации и процент психических и телесных патологий у них зашкаливает, монополизация рынка или власти приводит к загниванию и примитивизации систем управления и так далее.
Таким образом нарушение принципа равноценного обмена, несмотря на то что дает определенные выгоды в оперативной и тактической перспективе, неизменно гарантирует для человека или системы гораздо большие, а чаще абсолютные потери в перспективе стратегической и глобальной, т.е. в перспективе такой человек (его род) или система обречены на деградацию и/или разрушение; они обречены на гарантированное поражение. Пути Гармонии допускают возможность жертвовать оперативными или тактическими целями ради стратегический и глобальных, но жертвовать глобальными и стратегическими интересами ради тактических и оперативных - это глупость, недальновидность, очевидно не оптимальный путь, а значит это путь Хаоса.
Но дегенерация и разрушение самих паразитирующий людей, родов или систем - это только часть угроз неравноценного обмена. Следование путями Хаоса неизменно влечет за собой гораздо более губительные силы, вызванные методиками неравноценного обмена. А эти методики, которые позволяют паразитирующим людям и системам обойти принцип равноценного обмена, я называю философским камнем.
Легенды гласят, что lapis philosophorum позволяет обходить принцип равноценного обмена, но для его получения нужны кровавые жертвы, и чем большую силу обеспечивает камень, тем больше людей нужно погубить чтобы заключить в камне их души. Возможно, в такой форме легенды описывают закономерность работы философского камня - методик паразитирования, которые не просто гарантируют деградацию и разрушение для паразита в будущем, но и является губительной силой для жертв и окружающих.
Так пути легкого могущества приводят в действие губительные силы и ведут к Хаосу.
Желание стать сильнее похвально и оно даст добрые результаты если человек будет делать зарядку, заниматься спортом и правильно питаться, но оно приведет к недоброму финалу если человек захочет стать сильным без надлежащего усердия и будет использовать допинг и стероиды. Да, это будет быстрее и проще чем прилежные тренировки на первом этапе, но в дальнейшем ущерб здоровью будет несоизмеримым.
Желание победить похвально, и оно принесет добрые результаты если для победы грамотно используются ресурсы, но оно губительно если для победы используется неравноценный обмен и приносится в жертву будущее системы.
Начальству и элите не зазорно жить лучше чем окружающие и это благо если элита успешно выполняет свои функции и не выходит за пределы ресурсной возможности системы. Но неравноценным обменом будет ситуация когда элита, живя лучше других, не выполняет с достаточной эффективностью своих функций или живет потребностями, выходящими за рамки возможностей своей системы. Например, перманентной болезнью русской элиты с XVIII века является подражание уровню потребления западной элиты. Но высокий уровень потребления западной элиты обеспечивается, во-первых, более высокой урожайностью и рентабельностью производства из-за климатический факторов, и во-вторых, эксплуатацией колоний. Таким образом русская элита в своем стремлении жить как западная изымала (и изымает) из своей системы гораздо больше ресурсов чем та может выделить под элиту, из-за чего другим подсистемам ресурсов хронически недостает и они деградируют. Отсюда "недоедим но вывезем", отсюда же "надежный поставщик энергоресурсов". Чтобы получить нечто ценное человек должен отдать что-то равноценное в обмен. Нарушение принципа равноценного обмена к добру не ведет.
Таким образом соблюдение принципа равноценного обмена является одним из условий гармоничного развития социальных систем, а его нарушение и использование lapis philosophorum гарантированно губительно как для самого субъекта действия, так и для окружающих людей и систем. И потому безоглядная воля к власти и доминированию не может считаться признаком превосходства разума. Истинным признаком превосходства разума является его воля к Гармонии, выраженная в стремлении к улучшению и эволюции и сохранению принципа равноценного обмена, что является глубинной сущностью справедливости. Именно такая воля способна вести нас лучшим из путей, дорогая принцесса. Всегда верный, чешу вас за ушком.

Journal information