В центре пустыни, расположенной на севере Тибета, археологи в начале XX века нашли удивительное кладбище.Люди, захороненные там, умерли около 4000 лет назад, но благодаря сухому климату их тела сохранились до сих пор. Этот давным-давно исчезнувший народ даже не имеет своего названия. Историками до сих пор не определены ни его происхождение, ни принадлежность к каким-либо известным этническим группам. Однако недавно ученые провели новые генетические исследования, позволившие им больше узнать о таинственных мумиях, а также попытались проанализировать весь комплекс археологических находок.
Кладбище находится в северо-западной части современного Китая, на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района. Некрополь, условно названный Малым речным кладбищем № 5 (Small River Cemetery No. 5), расположен недалеко от высохшего русла реки в Таримском бассейне (или впадине), окруженном неприступными горными цепями.

Большую часть этой впадины занимает пустыня Такла-Макан. Во времена существования Шелкового пути путники старались обойти этот неприветливый район вдоль северных или южных границ пустыни, по реке Тарим. Собственно это сейчас они пересыхают летом,

раньше были полноводными. Ледники Кунь-Луня, Тянь-Шаня и Памира. Сток — в котловину. Талая вода животворит всё и вся, это доказано.
Нынешние пустыни все когда-то были пастбищами, судя по наскальным изображениям Тассили, Северная Африка. Таримская котловина наверняка не исключение. Райский уголок древних скотоводов.
Впервые о находках мумий археологи начали сообщать еще в начале XX века. Малое речное кладбище № 5 было вновь открыто в 1934 году шведским археологом Фольке Бергманом, а затем о нем забыли на 66 лет. Затем некрополь вновь обнаружили китайские археологи, которые проводили здесь раскопки в 2003−2005 годах. Обнаруженные ими мумии оказались древнейшей находкой в Таримской впадине. Радиоуглеродный анализ, проведенный специалистами из Пекинского университета, показал, что древнейшие останки насчитывают 3980 лет.
Когда китайские археологи дошли до пятого слоя захоронений, то обнаружили около 200 столбов, высота которых достигала 4 метров. Они были покрыты черно-красными рисунками и напоминали весла огромного корабля. Под каждым таким столбом находились лодки, перевернутые вверх дном и покрытые воловьими шкурами. А под каждой лодкой лежали останки людей, на которых сохранилась даже одежда, в которой люди были похоронены.

У них, например, были шляпы, украшенные перьями и удивительно напоминающие головные уборы жителей горных областей Тироля.
Сохранились и шерстяные плащи с кисточками, и кожаная обувь. Клетчатые и диагональные узоры на тканях — северно-европейского типа.


Кроме того, под каждой лодкой лежал погребальный инвентарь, в том числе плетеные корзины, искусно вырезанные маски и пучки хвойника, растения, которое использовалось либо в ритуальных, либо в медицинских целях.

И самая печальная находка - мумия трехмесячного ребенка, закутанная в красивый шерстяной саван. Младенец лежит на овечьей подушке, на его глаза положены синие камни, а рядом - древняя «бутылочка - из рога животного с соской из овечьего вымени. Чувствуется, что немало слез пролито над этим маленьким телом. Как и тела взрослых, оно подготовлено к похоронам очень тщательно и с большой любовью, на коже найдены следы масла, которым натерли ребенка перед погребением.
Рядом с некрополем исследователи не смогли найти никакого поселения. Возможно, люди жили довольно далеко от своего кладбища и приплывали сюда откуда-то на лодках по еще существовавшей в древности реке. Они, возможно, жили здесь до тех пор, пока озера и реки не стали высыхать, а примерно к 400 году либо вымерли, либо ушли из засушливой области в другие земли.
Язык, на котором говорили эти люди, ученым неизвестен. Однако, по предположениям исследователей, они могли говорить на каком-либо тохарском языке (группа индоевропейских мертвых языков). Во всяком случае, археологи находили в Таримской впадине рукописи, написанные на тохарских языках, однако датированные более поздним периодом — 500−900 годами.
Вот примерно такие.
Но недавно китайские исследователи во главе с доктором Хуэй Чжоу (Hui Zhou) из Цзилиньского университета в Чанчуне провели новый генетический анализ Таримских мумий и пришли к выводу, что у этих людей было смешанное происхождение: исследователи обнаружили европейские и сибирские генетические маркеры.
У всех мужчин, останки которых были проанализированы, специалисты нашли Y-хромосомы, сегодня характерные для жителей Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири, однако весьма редки в Китае. Митохондриальные ДНК, которые передаются по женской линии, также указывают на Сибирь и Европу. Так как обнаруженные Y-хромосомы и митохондриальные ДНК имеют древнее происхождение, доктор Чжоу пришел к выводу, что жители Европы и Сибири породнилось, прежде чем прийти в Таримский бассейн около 4000 лет назад.
Про эти мумии у меня есть здесь, а тут видео.
Так куда же подевались светловолосые чужаки? Фергана–Согдиана–Бактрия–Северная Индия. Когда Модэ сделал из черепа их царя чашу для пиров, юэчжи бежали. Китайцы забили тревогу: сюнну невообразимо усилились, а западный фланг Поднебесной оголён. Посланец императора отыскал “белых людей с длинными волосами”, но те отказались возвращаться. На дворе 126 год до н.э. Полвека сюнну пьют кумыс из черепа нашего царя. А наливают кумыс в чашу кравчие с красными волосами и зелёными глазами. Половина тюмен-тарханов сюнну — усачи, другая половина — бородачи. Вы зовёте нас биться с нами же, господин посол.
Остатки разгромленного народа. Двести тысяч всадников. Отдохнули в Фергане, подкормили коней. И ударили на Согдиану. Отдохнули в Согдиане, подкормили коней. И ударили на Бактрию. Отдохнули в Бактрии, подкормили коней — ударили по Северной Индии.
Кушанское царство, современный Пакистан. Девушку из племени Калашг помните (я, честно говоря, не помню, но обещаю найти)? Это и есть юэчжи, арья во всей своей нордической красе.
Некоторых неудержимо тянуло в родные места. Кого сильнее всех тянуло, тот вернулся в сердце Азии. Хотанское царство. Захотели, и вернулись. И принёсли в Китай учение Будды.
Они ещё и веродатели Поднебесной, эти юэчжи. Растолковали, как бронзу выплавлять и чем спица отличается от ступицы, теперь учение Гаутамы Сакья-Муни принесли. Сакья-Муни, в переводе ‘сакский молчун’. Скиф-молчальник, по Г.Ф.К. Гюнтеру. Туры — Тюрингия, саки — Саксония.
Victor Mair убежден, что продвижение индоевропейских кочевников на Восток началось из степей северного Причерноморья. Пусть он убедит Фому Фомича, что хакасы тоже из Причерноморья.
Рыжие и голубоглазые обитатели страны хягасов ходили в одеждах из соболиных и рысьих мехов. Татуированные воины отважно сражались с уйгурами, покушавшимися на завоевания страны хягасов.
Любопытны дальние торговые связи этого народа. Раз в каждые три года из страны Даши к хягасам приходили караваны с драгоценными аравийскими тканями. Хягасы настолько прославились в Китае, что по приказу одного из богдыханов было создано изображение государя хягас и составлено описание хягасской державы, простиравшейся от Енисея и Оби (вот они -предки кетов, аринов, яринцев и пр.!) до Восточного Туркестана и предгорий Тянь-Шаня. Из уст хягаса Чжуву Хэ-со, побывавшего в Китае, китайские ученые узнали о быте и занятиях этой державы, обитавших в войлочных шатрах и ловивших рыбу на осетровых реках.
Journal information