Отсюда - http://www.northernshamanism.org/index.php?id=540
Отрывок из книги «Кони духов: пути шаманизма Северной традиции»
Начнем эту статью со спорного вопроса, который я сначала только изложу, а затем сделаю отступление. Во многих религиозных группах скандинаво-германских реконструкторов до сих пор не сложилось единого мнения о том, использовались ли в религиозных церемониях раннесредневековой Скандинавии барабаны и бубны. (И эта проблема — неотъемлемая часть дискуссии о том, носила ли религия той эпохи шаманский характер.) Имеется лишь несколько смутных указаний на практики, которые, теоретически, можно истолковать как
барабанный бой, но никаких определенных свидетельств не сохранилось.
Но, как бы там ни было (и здесь начинается то самое отступление, о котором я вас предупреждал), когда я взялся за свою шаманскую подготовку всерьез, мне сказали, что мне нужны бубны. И не один, а целых три. Два у меня уже; третий еще только предстоит изготовить, и когда он будет готов, я обновлю эту статью. Пока что я еще новичок в этом ремесле, и все
мои учителя — бестелесные сущности, что не облегчает задачу.
Мне сказали, что в далеком прошлом применялись и другие разновидности барабанов, но я на их энергии не настроен. Во-первых, были охотничьи бубны, при помощи которых шаман призывал в окрестности человеческого жилья пригодных в пищу животных, чтобы племя не голодало. Энергетически они были родственны Земле и Огню. Существовали также погодные барабаны, служившие для призывания и отвращения бурь, но связанные с ними духи были опасны и капризны, так что игра на таком барабане могла навлечь беду. Он соединял в себе энергии Воздуха и Воды. Еще один барабан использовался для общинных обрядов плодородия, пробуждавших сексуальную энергию; он был сродни Огню и Воде. Но в этой статье я расскажу лишь о том, как я обрел и использую свои собственные барабаны, следуя указаниям моих наставников — богов и духов.
Первый барабан должен был быть каркасным, неважно какого размера, но обязательно широким и плоским, круглой или овальной формы. К счастью, моя жена взяла на себя инициативу в этом деле и купила мне на день рождения пакистанский бубен. Я уселся с ним и принялся выстукивать на этой девственно-белой поверхности разные ритмы, экспериментируя то так, то сяк, пока, наконец, не получил следующего указания. Мне было сказано обвешать бубен по краю всякими побрякушками, чтобы они гремели и звякали под ударами. Следующие несколько месяцев я ставил опыты с разными подвесками, испытывая то одно, то другое сочетание и дожидаясь, одобрят ли его духи. (Обычно ответ приходил очень быстро, за несколько минут.)
Кончилось тем, что я просверлил по всему ободу крошечные дырочки и вставил туда бубенчики от сломанного тамбурина. К каждому бубенчику было приделано свободно болтающееся кольцо, и на эти кольца я приспособил разные другие висюльки — металлические колокольчики, подаренную одной приятельницей металлическую серьгу, звенящую, если ее раскачать, ножной браслет с индийскими бубенцами, доставшийся от другой подруги, бусины-погремушки... Моя подруга Таннин, владелица магазина «Боунз энд Флауэрз», который торгует магическими предметами, изготовленными из костей и прочих животных материалов, вычистила и высушила копыта четырех козлят, которых мы забили у нас на ферме. Я просверлил в них дырки и тоже подвесил на бубен. Когда умер мой козел Фил, Таннин очистила для меня три его берцовых кости; я просверлил отверстия в верхней части этих костей и подвесил их к бубну изнутри. После этого стало можно просто ходить с бубном в руке и ритмично им покачивать, а специально барабанить уже не надо — кости Фила благополучно делают это за меня. У меня отчетливое чувство, что какая-то частичка Фила в них осталась, и, думаю, его нынешняя работа ему очень нравится. А этот бубен я теперь в шутку называю «мой барабан-самобой».И только гораздо позже, взявшись за этнографическую литературу, я наткнулся на описание бубна саамских шаманов, который называется «runebom» — «рунический бубен». Эти бубны бывают разных размеров и с самым разнообразным декором, но зачастую они действительно увешаны по ободу металлическими подвесками и прочими погремушками. На иллюстрациях обнаружились
бубны, сплошь разрисованные какими-то символами, на первый взгляд произвольными, но среди них обычно присутствовали изображения Мирового Древа в том или ином виде и по меньшей мере трех уровней миров. Я, конечно, сразу же признал в них родню своего странного детища и понял, что подобные бубны делали и задолго до меня. Потом я прочитал, что крошечные символы, которыми пестрит поверхность саамских бубнов, служили для гадания: на бубен клали кольцо или какую-нибудь другую личную вещь, после чего шаман бил в бубен снизу и толковал символы, на которые падало кольцо после удара. «Тебе тоже надо это делать», — шепнули мне на ухо духи.
Дух этого бубна, как и другого моего барабана, оказался очень женственным. Я провел ритуал, обратился к этой сущности, узнал ее имя и торжественно присвоил его бубну. Имя оказалось двойным: Иггдрасиль Лунная Песнь. Первая часть, «Иггдрасиль», относится к первой ее функции, потому что она — помощница в путешествиях между мирами. Вторая, «Лунная Песнь», связана с ее пророческим даром. Звенящие подвески привносят энергию Воздуха, а звук самого бубна насыщен энергией Огня. У меня есть било, изготовленное из куска оленьего рога, но я все же предпочитаю бить в этот бубен просто рукой.Рассказывать о том, как пользоваться барабанами и бубнами для упомянутых здесь целей, я не буду, потому что объяснить это на письме все равно невозможно. Если духи выбрали вас в ученики, они вам помогут, но, вообще говоря, лучший способ чему-то научиться — это изготовить и пробудить барабан, а потом просто работать с ним. У каждого пробужденного барабана есть дух. Он живой. Он способен многому вас научить, однако вам придется уделять ему время и внимание. Не думайте о том, как это сделать, — просто берите и делайте. Работайте с этими существами и выясняйте на практике, какие ритмы вводят вас в транс того или иного рода.
Само собой, обращаться с барабанами и бубнами надо уважительно. Это значит, что ими нельзя пренебрегать: говорят, если барабан оставить без внимание на год и один день, он опять уснет и его придется пробуждать заново. Это значит, что о них надо заботиться, а если по какой-то причине вы решите больше не работать с барабаном, обязательно попросите духов найти кого-нибудь, кому вы сможете его отдать и кто будет его ценить и использовать. Барабаны — они почти как дети: отнеситесь к передаче так же серьезно, как если бы вы отдавали ребенка на воспитание и должны были выбрать ему приемных родителей.
Раз уж речь зашла о барабанах, не могу оставить без внимания один скользкий вопрос, а именно — погремушки. Духи, у которых я учусь, сказали (прямым текстом), что в нашей традиции погремушкам не место. Я, конечно, могу обзавестись погремушкой, если уж мне так хочется, но они не будут приходить на ее грохот и ничем мне с ней не помогут. Так что — отставить погремушки. «А что не так с погремушками?» — спросил я. В конце концов, многие духовидцы, практикующие шаманизм, советуют новичкам начинать именно с погремушек, — хотя, возможно, лишь потому, что этот инструмент дешевле и проще в обращении, чем бубен. На это мне ответили, что в погремушках нет ничего плохого, но в нашей традиции им места нет. Точка. «Тебе погремушка не понадобится», — заверили меня.Ну и ладно, нет — так нет. Я сосредоточился на освоении бубна. И вот как-то вечером, совершенно выбившись из сил (как это обычно и бывает, если колотить в бубен несколько часов подряд), я прилег отдохнуть. Все, что я мог, — это слабо потряхивать бубен, прислонив его краем к животу… и тут до меня вдруг дошло, почему не нужны никакие погремушки. Барабан в стиле саамского рунического бубна — сам по себе погремушка. Так что когда дело дошло до второго барабана и мне сказали, что его надо обвешать ракушками, я уже не удивился. В нашей традиции барабаны — многофункциональные инструменты: они сочетают в себе разные средства звукоизвлечения, служащие разным целям. И по какой-то причине духи относятся к этому весьма разборчиво.
Journal information