Оригинал взят у
ss69100 в Энергия Солнца и древние биотехнологии - 2

Обмолоченный лен прошел мацерацию на лугу, его подняли для просушки. Сухой лен свяжут в снопики и отвезут дл получения волокна.

Прялки часто были произведениями прикладного искусства. Их украшали резьбой и раскрашивали.

Маковский К. Е. Портрет дочери Ольги. За прялкой. Были и такие продвинутые прялки.

Хутор в Витебской убернии образован в 1908 г. Площадь хутора 5,05 дес, в том числе 4,05 дес. пахотной и усадебной земли и 1 дес. сенокоса. В хозяйстве имеются 2 лошади и 2 коровы, плуг, соха, 2 бороны. Севооборот трехпольный с посевом на 1 десятине клевера.

Хутор во Владимирской губернии. Площадь хутора 12 ? дес, в том числе 12 дес. пахотной и усадебной земли и ? дес. сенокосной. Постройки состоят из жилого дома, сарая и амбара; на участке устроен колодезь. Живой инвентарь – 2 лошади, 1 жеребенок, 2 коровы, 3 телки. Сельскохозяйственные орудия состоят из двух плугов, бороны, веялки и мялки. На участке введен девятипольный севооборот с посевом вики и клевера с тимофеевкой, давшим в 1910 году богатый урожай.

Хутор в Гродненской убернии образован в 1909 г. Площадь хутора 6,8 дес, в том числе 3,36 дес. под пашней, 3,24 дес. под сенокосом и 0,2 дес. неудобной земли. На хуторе вырыт колодезь, возведены: дом, хлебный сарай, конюшня и хлев. В хозяйстве имеются 1 лошадь и 2 коровы. Сельскохозяйственные орудия состоят из железного плуга, бороны и обычных крестьянских орудий. Севооборот четырехпольный. Скот пасется на привязи под надзором малолетних членов семьи. Посмотрите, какой хороший урожай ржи вырастили крестьяне!

Хутор в Череповецком уезде, Новгородской губернии образован в 1908 г. Площадь хутора 7,45 дес, в том числе пахотной земли 4,98 дес, усадебной – 0,5 дес, выгонной – 1,84 дес и неудобной – 0,13 дес. На хуторе возведены: изба, баня, амбар, 2 сарая и овин; все постройки крыты тесом. Из крупного скота имеются 2 коровы и 1 лошадь. Сельскохозяйственный инвентарь состоит из плуга и бороны. Севооборот шестипольный с посевом кормовых трав. Хозяйство снабжается водой из вырытого при усадьбе колодца и из протекающего ручья.

Семейские – это староверы, очень древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси, потомки раскольников, высланных властями в Сибирь и другие края Российской империи в XVII–XVIII столетиях.

Источник
Поле цветущего льна.
Жизнь наших предков невозможно представить без выращивания и использования льна. Лен давал людям одежду и прекрасное льняное масло.
Лен сеяли рано весной на поле, освободившееся из-под ржи, удобрение не вносили, так как лен не любит почвы, богатой азотом. Зацветал лен в конце июня, а созревал в августе. Лен с полей убирали в сентябре, выдергивая стебли из земли – теребили.
Обработкой его занимались всю осень и зиму. Сначала его вязали в снопы и ставили в груды-домики для просушки и дозревания. Когда льносемя в коробочках дозревало, лен обмолачивали, а снопики развязывали и стебли тонким слоем рядами выкладывали на скошенных лугах в поймах рек. Здесь стебельки льна начинали мацерироваться (частично разлагаться). Мацерации способствовали густые росы и теплые дни бабьего лета.
После этого стебли льна снова собирали и вязали в снопики, высушивали и начинали мять на специальных мялках. Размятые стебельки льна трепали специальными деревянными трепалами, похожими на широкие кинжалы. Так льноволокно очищали от костры – измельченных остатков стебельков. Извлеченное и очищенное от костры льноволокно затем пряли – делали из него нити, а уже из нитей на ткацких станках ткали полотно. Из льняного стебля получают различное по качеству длинное волокно, а из обработанных отходов трепания – короткое волокно.
Очень непростое дело – прясть и ткать. Поэтому и обещала одна из пушкинских героинь: "И на весь бы мир одна наткала я полотна". Но непрактичный оказался царь, выбрал ту, которая обещала к исходу сентября родить ему богатыря.
Школьниками в конце 50-х и начале 60-х мне и моим сверстникам приходилось участвовать в тереблении льна. При этом руки пропитывались запахом льна, а спелые льняные головки мы даже с удовольствием жевали. Под домиками из снопиков льна было хорошо прятаться или отдыхать в тенечке. Самые ловкие за день выдергивали льняные стебли с поля размером 10 соток (10х100 м).

Лен вытеребили и связали в снопы, снопы поставили в кучки-домики, чтобы дозрели семена в головках.
Лен вытеребили и связали в снопы, снопы поставили в кучки-домики, чтобы дозрели семена в головках.
Обмолоченный лен прошел мацерацию на лугу, его подняли для просушки. Сухой лен свяжут в снопики и отвезут дл получения волокна.
Обмолачивали лен путем околачивания головок и их раздавливания. Прежде это все делали вручную, но в середине прошлого века обмолачивали лен на специальных молотилках. Если молотилок не было, то в советских колхозах прибегали даже к такому методу: в сухую погоду, на утрамбованной проселочной дороге сметали пыль и выкладывали два ряда стеблей льна так, чтобы головки попадали под колеса грузового автомобиля. Автомобиль несколько раз проезжал по такому коврику и раздавливал зрелые сухие головки.
Затем стебли льна убирали, а давленные головки и льносемя так и оставались на дороге в пыли. Мне могут не поверить, но именно таким способом студентами мы околачивали лен в Ярославской области в сентябре 1966 г. Крестьяне в дореволюционном прошлом с выращенным урожаем так никогда не поступали.
Затем стебли льна убирали, а давленные головки и льносемя так и оставались на дороге в пыли. Мне могут не поверить, но именно таким способом студентами мы околачивали лен в Ярославской области в сентябре 1966 г. Крестьяне в дореволюционном прошлом с выращенным урожаем так никогда не поступали.
Стебель льна пропитан растительным "клеем", который связывает волокна. Для удаления этого клея в стебле вызывали брожение посредством росы, для чего лен расстилали на лугах, желательно пойменных, где он подвергался действию дождя, росы. Был и второй способ, когда лен в снопиках погружался в воду (лен-моченец). После намачивания он сушился, в результате чего достигалось разрушение связи между волокнами. Процесс разрушения стебля назывался мацерацией.
После мацерации лен мяли на льномяльных приспособлениях – мялках. Окончательное удаление частиц размятого стебля (костры) производилось путем трепания льна. Полученные волокна сортировали и чесали, чтобы выпрямить волокна, разделить их на более тонкие и окончательно удалить мелкие сорные частички и короткие волокна.
После мацерации лен мяли на льномяльных приспособлениях – мялках. Окончательное удаление частиц размятого стебля (костры) производилось путем трепания льна. Полученные волокна сортировали и чесали, чтобы выпрямить волокна, разделить их на более тонкие и окончательно удалить мелкие сорные частички и короткие волокна.
Затем волокна на ручных прялках соединяли в одну нить вытягиванием и скручиванием. Полученную пряжу ткали на ручных ткацких станках в светелках или избах. И, наконец, выработанное полотно отбеливали.

Крестьянка мнет лен на мялке.

Ткацкий станок. Прежде такие станки стояли в каждом крестьянском доме.

Женщина за ткацким станком.

Прядение с помощью ручной прялки.
Крестьянка мнет лен на мялке.
Ткацкий станок. Прежде такие станки стояли в каждом крестьянском доме.
Относились ко льну с уважением: льняным тканям приписывали очистительные и обережные свойства. Одежда из льна считалась ритуально чистой и охраняла тело человека. К сожалению, сегодня из-за высокой цены и малого производства льняные ткани стали элитным материалом. Лён – экологически чистый материал. Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных, они меньше загрязняются и легче отстирываются, ткань с каждой стиркой становится только мягче и приятней телу. Пожалуй, единственный недостаток льняной одежды в том, что замачивать ее перед стиркой надолго нельзя – льняная нить разбухнет и изделие деформируется.
Льняная ткань препятствует возникновению грибковых заболеваний, воспалений, инфицированию повреждений кожи. Это свойство льна люди оценили очень давно (они заметили, что раны под льняными бинтами заживали быстрее, чем под хлопчатобумажными). Лён - великолепный теплоизолятор. Температура под льняной тканью в жару остается на 3–4 градуса ниже атмосферной. А в холодную погоду лён заботливо сохраняет тепло человеческого тела.
Женщина за ткацким станком.
Прядение с помощью ручной прялки.
Прялки часто были произведениями прикладного искусства. Их украшали резьбой и раскрашивали.
Маковский К. Е. Портрет дочери Ольги. За прялкой. Были и такие продвинутые прялки.
Лен выращивали уже 7000 лет назад. В V–IV тысячелетиях до н.э. льноводство процветало в Древнем Египте, Месопотамии, Ассирии, на землях теперешней Индии, Китая, в Закавказье. Лен в большом количестве выращивали наши предки задолго до возникновения Киевской Руси. Достоверно установлено, что скифы носили льняную одежду.
Семена культурного льна были найдены вместе с остатками ткани на поселении Модлона в бассейне оз. Воже в Вологодской обл., эта стоянка датирована III тыс. лет до н.э. Одичавший лен встречается в Канинской тундре, где последние три тысячи лет никто земледелием не занимался, земледелие там было возможно в так называемый голоценовый оптимум – в первой половине голоцена. Вероятно, с тех времен там и растет одичавший лен.
Семена культурного льна были найдены вместе с остатками ткани на поселении Модлона в бассейне оз. Воже в Вологодской обл., эта стоянка датирована III тыс. лет до н.э. Одичавший лен встречается в Канинской тундре, где последние три тысячи лет никто земледелием не занимался, земледелие там было возможно в так называемый голоценовый оптимум – в первой половине голоцена. Вероятно, с тех времен там и растет одичавший лен.
Во многих районах лен сеяли обязательно в новой льняной рубахе. В Московской губернии «сеяли лен без порток вообще голыми. В Олонецкой губернии женщины, уходя сеять лен, надевали новую льняную рубаху, но при севе снимали ее. Сеяли лен голышом, чтобы лен вышел хорошим» (Маслова, 1984). Нагота при посеве льна – это обрядовая форма, уходящая корнями в глубочайшую арийскую древность. Возможно, так льноводы показывали богам потребность в льняной одежде – дескать, смотри, бог, ведь мы же совсем голые. А может, этим хотели богу показать, что ценят льняную одежду, берегут ее.
Когда человек умирал и его тело отдавалось земле – уходило в мир предков, его отправляли «на новое житье» обязательно в одежде из льняного холста – «шили все холстовое», а рубашка, надевавшаяся «на смерть», не имела пуговиц, всегда завязывалась тесемками из льна (Маслова, 1984). Это говорит о том, что льняные одежды носили еще тогда, когда и пуговиц-то с петельками не было, а использовали тесемки. Еще в XIX в. полотенца, вывешивавшиеся на божницу и те, на которых опускали в могилу гроб, обязательно должны были быть льняными. Стоит вспомнить, что на языке санскрит слово «пряжа» обозначает народ, население, а «пряжати» – означает размножение, деторождение.
До ХХ в. Россия была великой льняной державой. Доля нашей страны в мировом производстве льна составляла 80%. Приблизительно 1/4 часть товарного льна потреблялась отечественной промышленностью, а 3/4 – продавалось за границу в виде волокна. Кроме волокна из льна получали льняное семя, из которого выдавливали льняное масло, после выжимки масла оставался жмых, который прессовали и скармливали животным.
Иногда в детстве мы попадали на колхозный склад, где в сусеках хранилась дуранда – пресованный льняной жмых. Брикеты его напоминали пряники и приятно пахли, но разжевать их было почти невозможно, хотя мы отчаянно пытались это сделать.
Иногда в детстве мы попадали на колхозный склад, где в сусеках хранилась дуранда – пресованный льняной жмых. Брикеты его напоминали пряники и приятно пахли, но разжевать их было почти невозможно, хотя мы отчаянно пытались это сделать.
Затраты труда в человеко-днях на гектар в крестьянских хозяйствах были следующие: озимая рожь – 52; овес – 31; ячмень – 29; лен – 104; картофель – 67; клевер – 21; естественные сенокосы – 19. Итого получается 323 человеко-дней. В семье, угодья которой 7 га, как правило было 3–4 трудоспособных человека. Следовательно, на каждого с начала мая по начало ноября (за 6 месяцев) приходилось интенсивно отработать примерно по 100 дней, примерно по 16 дней в месяц.
По-моему, это не столь уж и каторжный труд, как пишут сердобольные жалельщики крестьян.
По-моему, это не столь уж и каторжный труд, как пишут сердобольные жалельщики крестьян.
Куда же тратили другие 10–12 дней в месяц крестьяне? У них были еще огороды, на которых выращивали овощи, которые надо было полоть, поливать. Затрат времени требовал уход за скотиной и домашней птицей, многие держали пчел. Лениться было некогда, но и страшной каторжной изнуренки не было.
Ростовская земля в Ярославской губернии – родина и центр северного огородничества, которое имеет здесь историю не менее 3 тысячелетий. Известно, что этим промыслом занимались меряне (этнос меря), которые жили вокруг озера Неро более тысячи лет назад. Почвы вокруг озера Неро уникальны, они богаты органическими веществами, более пригодными для выращивания овощей, нежели зерновых культур.
Овощи здесь являлись наиболее дешевыми, доступными продуктами питания, что и предопределило интенсивное развитие огородничества в Ростове и его опредместьях – Поречье Рыбном, Угодичах, Сулости, Львах и в других населенных пунктах, расположенных вокруг озера и вдоль реки Сары.
Овощи здесь являлись наиболее дешевыми, доступными продуктами питания, что и предопределило интенсивное развитие огородничества в Ростове и его опредместьях – Поречье Рыбном, Угодичах, Сулости, Львах и в других населенных пунктах, расположенных вокруг озера и вдоль реки Сары.
Уже в XIV–XV вв. огородничество достигает здесь столь высокого развития, что овощи становятся товаром, который широко расходился за пределы Ростовской земли. Краевед П. Критский отмечает, что почти каждый домохозяин Ярославского края имел в XIX в. при доме огород, с которого получал необходимые для себя овощи: лук, свеклу, морковь, капусту, огурцы и картофель.
В.И. Даль писал, что ростовчан дразнили присловьем: «Унас-ти в Ростове чесноку-ти, луку-ти, а навоз все коневый». Важность этого промысла оценил и Петр I, который отправил несколько ростовских огородников за границу обучаться искусству выращивания, разведения и селекции культурных растении. В 1880 году в Поречье Рыбном культивировалось около 30 видов овощных культур и лекарственных растений.
В начале XIX в. первенствующее значение приобрело разведение цикория и картофеля. Крестьяне села Поречье Рыбное выращивали ежегодно 40 тысяч пудов цикория на сумму до 200 тысяч рублей. В связи с развитием текстильной и кондитерской промышленности, использующей картофельный крахмал, картофель стали выращивать в промышленных объемах. Хотя еще в XVIII в. в «Топографическом описании Ярославского края конца XVIII в.» губернский землемер, надворный советник Иван Коренев писал: «Земляные же яблоки (картофель) редко где садят».
В начале XIX в. первенствующее значение приобрело разведение цикория и картофеля. Крестьяне села Поречье Рыбное выращивали ежегодно 40 тысяч пудов цикория на сумму до 200 тысяч рублей. В связи с развитием текстильной и кондитерской промышленности, использующей картофельный крахмал, картофель стали выращивать в промышленных объемах. Хотя еще в XVIII в. в «Топографическом описании Ярославского края конца XVIII в.» губернский землемер, надворный советник Иван Коренев писал: «Земляные же яблоки (картофель) редко где садят».
Хутор в Витебской убернии образован в 1908 г. Площадь хутора 5,05 дес, в том числе 4,05 дес. пахотной и усадебной земли и 1 дес. сенокоса. В хозяйстве имеются 2 лошади и 2 коровы, плуг, соха, 2 бороны. Севооборот трехпольный с посевом на 1 десятине клевера.
Хутор во Владимирской губернии. Площадь хутора 12 ? дес, в том числе 12 дес. пахотной и усадебной земли и ? дес. сенокосной. Постройки состоят из жилого дома, сарая и амбара; на участке устроен колодезь. Живой инвентарь – 2 лошади, 1 жеребенок, 2 коровы, 3 телки. Сельскохозяйственные орудия состоят из двух плугов, бороны, веялки и мялки. На участке введен девятипольный севооборот с посевом вики и клевера с тимофеевкой, давшим в 1910 году богатый урожай.
Хутор в Гродненской убернии образован в 1909 г. Площадь хутора 6,8 дес, в том числе 3,36 дес. под пашней, 3,24 дес. под сенокосом и 0,2 дес. неудобной земли. На хуторе вырыт колодезь, возведены: дом, хлебный сарай, конюшня и хлев. В хозяйстве имеются 1 лошадь и 2 коровы. Сельскохозяйственные орудия состоят из железного плуга, бороны и обычных крестьянских орудий. Севооборот четырехпольный. Скот пасется на привязи под надзором малолетних членов семьи. Посмотрите, какой хороший урожай ржи вырастили крестьяне!
Хутор в Череповецком уезде, Новгородской губернии образован в 1908 г. Площадь хутора 7,45 дес, в том числе пахотной земли 4,98 дес, усадебной – 0,5 дес, выгонной – 1,84 дес и неудобной – 0,13 дес. На хуторе возведены: изба, баня, амбар, 2 сарая и овин; все постройки крыты тесом. Из крупного скота имеются 2 коровы и 1 лошадь. Сельскохозяйственный инвентарь состоит из плуга и бороны. Севооборот шестипольный с посевом кормовых трав. Хозяйство снабжается водой из вырытого при усадьбе колодца и из протекающего ручья.
Картофель широко культивировался также в Даниловском уезде Ярославской губернии, в примыкавшей к ней Костромскойгубернии. В 1889 г. в Ярославской губернии насчитывалось 901 картофелеперерабатывающее предприятие, а в 1909 г. количество таких предприятий возросло до 1117.
Талантливый ростовский крестьянин овощевод-селекционер А.В. Грачев за успехи в земледелии получил высокое признание, он был удостоен 11 золотых, 41 серебряной и 10 бронзовых медалей на международных выставках, был избран в члены Парижской Академии сельского хозяйства.
Много диких растений приспособили наши предки для более эффективного улавливания солнечной энергии, изобрели множество агротехник и технологий.
Для этого они вывели высокопродуктивные сорта растений, продуктивность которых в десятки раз больше, чем их диких предков. Улучшили качество получаемой продукции. Приручив животных и выведя породы домашних животных, расширили ассортимент продуктов биосферы, используемых человеком. Растительность лугов и степей питала многотысячные стада скота.
Сегодня мы смотрим на результаты селекционной работы наших делеких предков как на чудо и не понимаем, как это им, диким по определению, удавались такие дела. Мы все еще уверены в том, что наше поколение умнее, грамотнее и прогрессивнее наших предков. Поэтому для объяснения таких фактов обращаемся к пришельцам из космоса или из параллельных миров. Не можем никак допустить, что далекие предки могли быть умнее нас!
Для этого они вывели высокопродуктивные сорта растений, продуктивность которых в десятки раз больше, чем их диких предков. Улучшили качество получаемой продукции. Приручив животных и выведя породы домашних животных, расширили ассортимент продуктов биосферы, используемых человеком. Растительность лугов и степей питала многотысячные стада скота.
Сегодня мы смотрим на результаты селекционной работы наших делеких предков как на чудо и не понимаем, как это им, диким по определению, удавались такие дела. Мы все еще уверены в том, что наше поколение умнее, грамотнее и прогрессивнее наших предков. Поэтому для объяснения таких фактов обращаемся к пришельцам из космоса или из параллельных миров. Не можем никак допустить, что далекие предки могли быть умнее нас!
Сегодня поборники технократической цивилизации говорят, что, обеспечивая себя продуктами питания и занимаясь жизнеобеспечением, человек должен был трудиться по 15 часов в сутки. Что жизнь его была беспросветной и невыносимо тяжелой. Я же считаю, что это, мягко говоря, ложь. Работая физически по 8–9 часов в день, человек в XIV–XV веках мог с лихвой обеспечить себя прекрасной едой, красивой и удобной одеждой, мог построить теплый и просторный дом, вовремя ремонтировать его, запасаться на зиму топливом и жить-не-тужить припеваючи. При этом у него оставалось достаточно времени для того, чтобы заниматься прикладными искусствами, сочинять и петь песни, сказывать сказки, устраивать танцы и пляски, рожать и воспитывать детей, заботиться о стариках.
Приведу информацию о том, как жили русские люди до преобразований, которые начались с приходом к власти прозападной династии Романовых. Мне приходилось бывать в старообрядческих селах Забайкалья, которые до сих пор сохраняют принципы русских традиций. Могу сказать, что в этих селах порядка и счастья на порядок больше, чем в селах центральной и северной России, которые замучены безумными реформами начиная со времен П. Столыпина, пытавшегося уничтожить сельскую общину и столкнуть сельскую Русь в канаву капитализма.
Семейские – это староверы, очень древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси, потомки раскольников, высланных властями в Сибирь и другие края Российской империи в XVII–XVIII столетиях.
Горсточку русских сослали
В страшную глушь за раскол,
Землю да волю им дали;
Год незаметно прошёл –
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверьём из тёмного бора,
Рыбой из вольной реки.
Вновь через год побывали, новое чудо нашли:
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли.
Дома одни лишь ребята
Да здоровенные псы,
Гуси кричат поросята
Тычут в корыто носы…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад –
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!
Н.А. Некрасов.
Пруд в Княжем Починке на севере Ярославской области. Этот пруд образован плотиной на малюсеньком ручье, но он сильно расширен путем изъятия грунта, который уложен по его берегам. Создан этот пруд в момент основания Починка. Это единственный водопой для скота и источник воды для технических нужд селения.Прошло около 250 лет с момента поселения семейских в Забайкалье. За это время они обрели здесь вторую родину. Избы семейских – это высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Наряден внешний вид семейских сёл. Карнизы, наличники, фронтоны декоративно оформлены и окрашены, преобладают красный, синий, зелёный, белый и голубой цвета. Дома красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Мытьё наружных стен вызвано эстетической потребностью. Семейским нравится, когда стены сверкают янтарным блеском, «браво вымыты», «как жар горят». Вымытые стены придают внешнему виду села свежесть и радуют глаз.
Редко в каком селе найдёшь повторение одного и того же орнамента. Все в их селениях говорит о жизнелюбии народа и достатке.
Любовь семейских к чистоте возведена в культ. По ней оценивают трудолюбие человека. Старые люди сказкой, присказкой, побасенкой, песенкой, пословицей внушали молодёжи чистоту дел и помыслов.
Народная педагогика рождалась из практики жизни. У хорошего хозяина или хозяйки чистота и порядок наблюдается везде: в доме, в сенях. На крыльце и в ограде. Полы чистые и застелены домоткаными половиками. Печь побелена, постель застлана чистой простынёй и покрывалом. В отменной чистоте содержится посуда, она для разных хозяйственных нужд отдельная.
Народная педагогика рождалась из практики жизни. У хорошего хозяина или хозяйки чистота и порядок наблюдается везде: в доме, в сенях. На крыльце и в ограде. Полы чистые и застелены домоткаными половиками. Печь побелена, постель застлана чистой простынёй и покрывалом. В отменной чистоте содержится посуда, она для разных хозяйственных нужд отдельная.
Семейские с XVII–XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды. Сказочно красивы наряды семейских женщин: рубашки вышиты птицами, яркие сарафаны и фартуки украшены лентами, на голове кичка, на груди многорядные янтарные ожерелья.
(Использована информация из реферата Анны Большаковой "Старообрядческое село-Тарбагатай")
Мне довелось побывать в 2005 г. в Красночикойском районе Забайкальского края – в "стране" семейских староверов. Я был удивлен и восхищен порядком в селениях, трудолюбием, оптимизмом и талантливостью жителей. Я словно увидел наяву Русь ушедшую, Русь погибшую от бесконечных реформ. Здесь ее осколочек еще сохранился.
Семье из 6–7 человек на год требовалось около 15 мешков зерна (1 т), 40 мешков картофеля (2 т), бочка квашеной капусты (100 кг), бочка соленых огурцов (50 кг), бочка соленых грибов (100 кг), порядка 50 кг лука, 20 кг чеснока, 300 кг корнеплодов. Надо было держать 2 лошадей, 2 коров, 10 кур, по возможности несколько гусей или уток.
При урожайность зерновых 20 ц/га, чтобы ежегодно собирать по 2–2,5 т зерна, требовалось засевать участок пашни площадью 2–2,5 га. Нужен был огород площадью в 1 га, на котором можно было выращивать выше обозначенное количество картофеля и овощей. Чтобы прокормить домашний скот, следовало заготовить около 10 т сена. А такое количество сена можно было накосить на лугу площадью 4–5 га. Для обогрева дома зимой требовалось 15–20 куб. м сухих дров.
Можно было еще иметь 10–15 ульев пчел, вырыть пруд и развести в нем карасей или карпов.
При урожайность зерновых 20 ц/га, чтобы ежегодно собирать по 2–2,5 т зерна, требовалось засевать участок пашни площадью 2–2,5 га. Нужен был огород площадью в 1 га, на котором можно было выращивать выше обозначенное количество картофеля и овощей. Чтобы прокормить домашний скот, следовало заготовить около 10 т сена. А такое количество сена можно было накосить на лугу площадью 4–5 га. Для обогрева дома зимой требовалось 15–20 куб. м сухих дров.
Можно было еще иметь 10–15 ульев пчел, вырыть пруд и развести в нем карасей или карпов.
Человек на лошади за рабочий день мог легко вспахать 0,5 га пашни, следовательно, на вспашку поля и огорода ему требовалось всего 6–7 дней. Чтобы посеять зерновые, посадить огород семье требовалось еще 10–15 дней, вывезти навоз на поле – 3–4 дня, скосить траву, высушить и уложить в стога требовалось около 30 дней, сжать хлеба и обмолотить их – 20 дней, убрать картофель и овощи с огорода – 10 дней. Итого требовалось 86 рабочих дней за период май, июнь, июль, август, сентябрь, т.е. за 150 календарных дней. Ну и где же тут каторжный труд?
Оставалось у крестьянина время и для того, чтобы рыбу половить, и по грибы сходить, и ягод в лесу насобирать. Ведь в семье-то было 5–6 человек, из них 3 взрослых и трое детей. Дети тоже участвовали в работе, оказывая посильную помощь родителям. Не сидели сложа руки и старики.
Оставалось у крестьянина время и для того, чтобы рыбу половить, и по грибы сходить, и ягод в лесу насобирать. Ведь в семье-то было 5–6 человек, из них 3 взрослых и трое детей. Дети тоже участвовали в работе, оказывая посильную помощь родителям. Не сидели сложа руки и старики.
В начале XIX в. из 138 миллионов десятин крестьянских надельных земель около 115 млн. дес., были общинными землями (Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801–1914). В 1905 году из общего количества 12 млн. крестьянских дворов менее 5 десятин на двор имели 2.857 тыс. дворов, или 23,8% общего числа дворов. От 5 до 10 дес. на двор имели 5072 тыс. дворов (42,3%); свыше 10 дес. — 4070 тыс. дворов (33,9%) (Статистический Ежегодник, 1906 г ., с. XLI).
Так, например, в Алтайской губернии заимщик Поваренков прожил на заимке 14 лет, но сеял 4 десятины пшеницы и ржи и 2 десятины овса. Другой заимщик, ведущий хозяйство 11 лет, имел запашки 4 десятины. В 1901–1905 гг. урожайность пшеницы яровой в Сибири составляла 45 пудов с десятины, в Европейской России – 45 пудов; овса в Сибири – 47 пудов с десятины, в Европейской России – 49 пудов; ячменя в Сибири – 53 пуда с десятины, в Европейской России – 51 пуд с десятины. Высокая урожайность в Томской губернии была обусловлена хорошим качеством почв, что неоднократно отмечали многие исследователи. (Дмитрий Белянин. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906–1914 гг.).
Да, для жизни нашим средневековым предкам требовались немалые физические усилия. Но их требовалось не больше, чем сегодня расходуют городские жители в фитнес-центрах и спортзалах, а то и просто в походах по магазинам и рынкам, трясясь в автобусах и трамваях. Ведь и сегодня продукты, выращенные на своем огороде, предпочтительнее, чем купленные в магазине или на рынке. А тогда люди постоянно употребляли действительно экологически чистую продукцию.
Да, были болезни, смерти, увечья, несчастные случаи на работе. Ведь даже Остап Бендер умудрился попасть под лошадь. А что, разве сегодня люди стали бессмертны, не стареют и не болеют? Наши предки тоже умели лечиться, даже больные зубы могли выдирать, в деревнях были бабки-повитухи, принимавшие роды. И рождаемость тогда была на должном уровне.
Люди доживали до 70 и даже больше лет. В нашеи селе, например, в пору моего детства было 15 человек старше 80 лет, из них 5 человек умерли в возрасте за 90, один дед дожил до 105, а одна бабушка (его жена) дожила аж до 115. Сегодня стариков старше 80 лет в моем родном селе нет. Надо учесть, что поколение, которое стало стариками в середине ХХ века, прожило очень тяжелую жизнь – войны первую и вторые мировые, революцию и гражданскую войну, коллективизацию и голод в начале 30-х и в конце 40-х.
Да, были болезни, смерти, увечья, несчастные случаи на работе. Ведь даже Остап Бендер умудрился попасть под лошадь. А что, разве сегодня люди стали бессмертны, не стареют и не болеют? Наши предки тоже умели лечиться, даже больные зубы могли выдирать, в деревнях были бабки-повитухи, принимавшие роды. И рождаемость тогда была на должном уровне.
Люди доживали до 70 и даже больше лет. В нашеи селе, например, в пору моего детства было 15 человек старше 80 лет, из них 5 человек умерли в возрасте за 90, один дед дожил до 105, а одна бабушка (его жена) дожила аж до 115. Сегодня стариков старше 80 лет в моем родном селе нет. Надо учесть, что поколение, которое стало стариками в середине ХХ века, прожило очень тяжелую жизнь – войны первую и вторые мировые, революцию и гражданскую войну, коллективизацию и голод в начале 30-х и в конце 40-х.
Кажется, человечество не заметило, как проскочило свой золотой век, не задержавшись в нем, так и не научившись регулировать свою численность, не поняв, что удовлетворение растущих потребностей – очень плохая цель жизни, что потребление надо держать в разумных пределах. Может быть, не так уж и дики те племена и этносы, которые не спешили и не спешат в нашу технократическую цивилизацию, а живут в суровой Арктике – в Гренландии, полупустынях Австралии и в джунглях Амазонии?
Я не утверждаю, я просто задаюсь таким вопросом. Индейцы в Америке не использовали колесо, хотя строили великолепные храмы. Может быть, им было запрещено традицией использовать колеса, может быть, так их мудрецы притормаживали падение своей культуры в технократическую яму? И ведь не хотят умные "дикари" в наше "светлое" будущее из своего "темного" прошлого.

Я не утверждаю, я просто задаюсь таким вопросом. Индейцы в Америке не использовали колесо, хотя строили великолепные храмы. Может быть, им было запрещено традицией использовать колеса, может быть, так их мудрецы притормаживали падение своей культуры в технократическую яму? И ведь не хотят умные "дикари" в наше "светлое" будущее из своего "темного" прошлого.
Глядя на этот брошенный дом в умершей деревне в Вологодской области, начинаешь понимать: что-то существенное сломалось в нашей России, коль люди вынуждены бросать такие дома. Ведь русские от добра добра не искали и не ищут.
Судя по этому дому, совсем не бедно жили крестьяне в Северной Руси. Более 100 лет простоял этот дом, много безумных реформ повидал он на своем веку, но последние две не сдюжил.
Многим моим сверстникам, кто родился в деревне сразу после Великой Отечественной Войны, пришлось в детстве жить еще при старом укладе жизни, отчего мы знаем его не по-наслышке. А в старости мы оказались в мире машин, компьютеров, шопингов и банковских кредитов. Мы можем сравнить то, что было, и то, что стало, и понять, что же произошло с Россией за 60 лет.
Прямо скажу – сравнение не в пользу того, "что стало".
Прямо скажу – сравнение не в пользу того, "что стало".
Этой статьей, как и многими другими публикациями, я призываю читателей задуматься над тем, а правильной ли дорогой мы идем, для чего мы в этой наземной жизни, для чего живем, в чем наше счастье? Мне кажется, что наши далекие предки знали ответы на эти вопросы. А если бы не знали, то нас бы с вами просто не было на этом свете.
Весьма интересны замечания Екатерины II, которая совершала в апреле-июне 1767 года поездку по России. Возвращаясь из Симбирска в Москву, она написала из Мурома графу Н.И. Панину: «Я на досуге сделаю Вам короткое описание того, что приметила дорогою. Где чернозем и лучшее произращение, как-то: Симбирская провинция и половина Алатырской, там люди ленивы и верст по 15 пусты, не населены, а земли не разработаны. От Алатыря до Арзамаса и от сего места до муромских лесов земли час от часа хуже, селения чаше и ни пяди земли нет, коя не была бы разработана, и хлеб лучше, нежели в первых сих местах, и нигде голоду нет».
Историк И.Е. Забелин писал: «...далекая Суздальская сторона в нашей земле и в нашей истории очень рано без всяких воинственных походов и завоеваний становится очень сильною, господствует над остальными княжествами, а потом втягивает в свое русло и всю историю Русской страны. Сила Суздальской земли были сила промысла и работы, а стало быть, и сила устроенного хозяйства. Таким образом, этот сравнительно небольшой угол между Окой и Волгой сам собою возродился в великую земскую и государственную силу всей Русской земли, стал ее настоящим сердцем».
В течение длительного исторического периода: с 1724 по 1897 гг. ежегодный прирост населения в России составлял 2%. Таким образом, население страны ежегодно прирастало на 2 процента и удваивалось через каждые 50 лет. А что по части прироста населения России имеем мы сегодня, в век нанотехнологий?
Английские путешественники Р. Ченслер и К. Адаме, побывавшие во многих городах и селах России в XVI в., отмечали: «Сторона между ними (Москвой и Ярославлем) изобилует маленькими деревушками, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля там хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что не веришь своим глазам. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, следующих туда с хлебом, а некоторые с рыбой».
Да, за 100 лет средства информации сформулировали в сознании людей устойчивое представление о тяжелой жизни наших предков до технической революции, и сегодня они активно поддерживают его. Когда-то мои родители устремились из деревни в города, убежденные в том, что только там можно жить "по-человечески". Их поколение да и мое поколение тоже были уверены, что технический прогресс неизбежно приведет нас к светлому будущему, когда все делать будут машины, а люди будут есть, пить, веселиться, заниматься науками и искусствами и совершенствоваться, осваивая новые миры, новые вселенные. По-моему, и сегодня многие еще в это верят.
Но похоже, что светлого будущего у человечества уже не будет. Мы уже столько натворили в биосфере, что с последствиями совладать не можем. У человечества было светлое прошлое, но человечество проскочило его, думая, что оно не светлое, а светлое – впереди. Неравновесие в душе народа, неравновесие в Природе, нас окружающей, а в некоторых местах – уже просто настоящая социальная, психологическая и экологическая катастрофа. Об этом можно более обстоятельно почитать и посмотреть вот по этому адресу:
Экологические кризисы и их причины (http://geobotany.narod.ru/theory10.htm)
Все слышали знаменитую фразу Гоголя про птицу тройку, но знают только начало ее, а мне хочется привести эту фразу из "Мертвых душ" полностью: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя расторопный ярославский мужик».
Источник
Journal information