eaquilla (eaquilla) wrote,
eaquilla
eaquilla

Category:

О ЦИВИЛИЗАЦИИ ХХI ВЕКА

Очень интересный материал! Не со всеми предложениями автора согласен, например, о введении кастовой системы, но в целом да.

О ЦИВИЛИЗАЦИИ ХХI ВЕКА


Г.Х. ПОПОВ,
президент Вольного экономического общества России, президент Международного Союза экономистов, президент Международного университета, советник мэра Москвы, президент, почетный академик Международной Академии  менеджмента, академик РАЕН, д.э.н., профессор

1. Первопричины кризисов начала ХХI века.
Конец ХХ века ознаменовался завершением великой эпохи. Ушли с исторической сцены государственно- бюрократический социализм, холодная война и перспектива ядерной катастрофы с гибелью всего человечества. Казалось бы, на нашей планете был дан старт новой эпохи. Всех охватила эйфория. Но вот прошло уже два десятилетия. И что мы видим?
Да, опасность мировой ядерной войны отсутствует. Да, жизнь миллионов людей улучшилась. Расширяются связи стран и растет мировая торговля. Усиливается интеграция современного мира. Открылись границы, и люди в основном свободно перемещаются по планете.
Но никакого подлинного успокоения не пришло. На планете появляются и усиливаются самые разнообразные кризисы. В них вовлекается все большее число стран. Есть все основания сделать честный вывод: новая эпоха оказалась эпохой кризисов. Что это за кризисы?
Прежде всего это военные конфликты. В Иране. В Афганистане. В Югославии. Конфликты в Африке. Боевые действия в Чечне. Вооруженные конфликты в арабских странах.
Мир погрузился в террор. Рухнули башни небоскребов в Нью-Йорке. Взрываются гостиницы в Индии. Дома в Москве. Взрывы в лондонском метро. Стрельба в норвежском молодежном лагере. Пираты – давно забытые – в Индийском океане. Границы, оставшиеся от прошлого, не признают и оспаривают десятки стран и народов. К уже привычным спорам вокруг границ в Африке, доставшимся от эпохи колониализма, добавились споры о границах между странами бывшего СССР. Выяснилось, что и в Европе немало недовольных границами. Распалась Югославия. На грани распада Бельгия. Даже Шотландия заговорила о выходе из Великобритании. Взаимные претензии и угрозы. Рост на-пряженности.

Взамен идеологического конфликта либерализма и тоталитаризма пришли новые конфликты идей и взглядов. Половые. Гендерные. Религиозные. Моральные. Возрастные. Бытовые.
Даже на призванных примирять споры Олимпийских играх претензии спортсменок-мусульманок в части их права на свой головной убор. Нет даже признаков появления общей веры в единого Бога. Как и в предшествующие столетия, каждая из стреляющих друг в друга сторон ссылается на одобрение своего Бога.
Но самыми разрушительными факторами стали экономические кризисы. Даже в Западной Европе чуть ли не каждый четвертый в Греции и Испании не имеет работы. Основа экономики – деньги – меняют свою роль. Они все меньше подходят на роль кирпичей, из которых можно строить нормальную экономическую жизнь и страны, и каждой семьи, и каждого человека.
Научно-технический прогресс вступает в зоны, все более опасные для человека и человечества: генная инженерия, модифицированные продукты питания, новые лекарственные средства и психотропики. Борьба с допингом на Олимпийских играх производит удручающее впечатление. Допинг стал не чем-то альтернативным физическим данным спортсменов, а всего лишь одной запрещенной группой веществ на фоне других, вполне разрешенных – от табака до алкоголя.
И еще один кризис: социальный. Фундамент цивилизации – парная семья – вырождается. Массовую популярность приобретает движение за жизнь без детей. Мужчины и женщины не считают нужным ради одного ребенка связывать себя узами брака на десятилетия.
Не менее опасен кризис интеллектуального уровня человечества. Интернет и мобильная связь, компьютеры стали частью новой эпохи. Но именно они снижают интеллектуальный потенциал.
Успехи в медицине ведут к увеличению больных и инвалидов в обществе.
Как реагирует человечество на эти и другие, не названные мной кризисы?
На мой взгляд, можно выделить четыре главных направления.
Первая стратегия состоит в том, что никаких особых мер не требуется. Стандартные и традиционные решения и меры. Грубо говоря, речь идет о том, чтобы «плыть по течению» или «по воле ветров». Стратегия пассивности.
Вторая стратегия предполагает активное совершенствование нынешней системы. Изменить структуру и права международных организаций. Ужесточить и нормы, и санкции за их нарушения. Это направление можно назвать модернизационным.
Позиция и властей ведущих государств, и международных организаций располагается где-то между этими двумя направлениями. Склоняясь то к «плавному течению», то к реализации модернизационных мер.
Третья стратегия подхода к кризисам ХХI века отвергает все варианты мер в рамках нынешнего постиндустриального общества. Выход они видят в принципиально новых моделях устройства этого общества.
В экономике достаточно широко известны различные направления движений типа «Захвати Уолл-стрит», предлагающего отказаться от современных форм акционерного капитала, бирж, банков. В социальной сфере – различные модели исламского общества. Исходная идея – неприемлемость нынешнего постиндустриализма и предложения о замене его на новые варианты постиндустриализма. Это направление условно можно назвать антиглобализмом.
И, наконец, четвертая стратегия. Ее можно назвать антицивилизационной или альтернативой нынешней постиндустриальной цивилизации. Суть ее в том, что отвергается не модель современной цивилизации, а сама эта цивилизация.
Действительно, можно ли считать нормальной цивилизацию, где каждый четвертый не имеет возможности работать и своим трудом обеспечивать свою жизнь? Можно ли считать нормальной цивилизацию, где каждый второй молодой человек, вступая в жизнь, не видит сферы эффективного приложения своих сил и, соответственно, нормальных перспектив для своего будущего? В обществе вообще не оказывается места для молодого поколения.
Естественно, что главная причина кризисов видится в самой постиндустриальной цивилизации.
Об этой четвертой стратегии реагирования на кризисы начала XXI века – моя сегодняшняя лекция.

2. Главные идеологические постулаты нынешней цивилизации.
Если считать, что общей основой кризисов начала XXI века являются не дефекты нынешней цивилизации и даже не в целом существующий вариант этой цивилизации, и отбросить все варианты ее перестройки, а видеть проблему в самой по себе этой цивилизации как таковой, то естественно начать анализ с ее главных, базисных постулатов.
Первый постулат – о свободе как главной человеческой ценности. Свобода – неотъемлемая черта человека сознательного. О какой сознательности может идти речь без свободы? Но, с другой стороны, развитие нашей цивилизации выявило противоречивость права свободы.
Свобода одной личности сталкивается с правом на свободу другого индивида. С первых шагов жизни сталкиваются право на свободу ребенка и право родителей на этого ребенка. Право родителей родить и воспитывать дебила и право общества защитить себя от этого дебила. Сталкиваются права на свободу классов, социальных слоев, народов и государств. И два соседних африканских государства, устроившие резню с миллионами жертв, апеллируют к своему праву на свободу.
Из этих и других примеров напрашивается вывод: постулат права на свободу не смог стать основой нормального устройства нашей цивилизации.
Второй фундаментальный постулат нынешней цивилизации – о равенстве всех людей.
Казалось бы, никаких сомнений в необходимости равенства и быть не может. И именно в отсутствии равенства – корень всех бед, причина войн, революций и прочих конфликтов. Стоит добиться равенства рас, полов, народов, условий жизни и даже лиц с разным образованием – как путь к справедливому обществу будет открыт.
Но ведь в самом фундаменте человека: в наличии двух полов, в наличии разницы в возрасте, в цвете кожи, в устройстве генетической базы – везде присутствуют различия.
В конце Х1Х века эти различия и признавались, и изучались. Но после того, как гитлеровский социализм сделал расовые отличия обоснованием прав арийской расы и на господство, и даже на уничтожение других рас, в цивилизованном обществе стало неприлично не то чтобы обсуждать, но даже упоминать о различных генетических основах разных рас и народов.
Между тем даже в отдельных видах спорта – мы это видим на олимпиадах – одни расы приспособлены к одним, а другие – к другим видам спорта. То же относится и к видам трудовой, и к видам умственной деятельности.
Даже устойчивость к алкоголю очень различна. Я видел в Сибири, в Туве лет сорок назад, как в центре Кызыла вокруг одной пустой бутылки кубинского рома вповалку лежали шесть вполне крепких тувинцев. Когда в Австралии уравняли в правах австралийцев и аборигенов, то аборигены получили равные права на доступ к алкоголю. Началась настоящая трагедия. А в Бразилии пришлось после принятия принципа равенства рас все же начать разъяснять, что в браке индейца и негра рождаются чаще всего неполноценные дети. А когда американцы – после победы над Японией и высадке на Филиппинах – женились по искренней взаимной любви на филиппинках, они калечили своих жен. Половые органы у европейцев в три раза больше, чем у филиппинцев. Несомненно неравенство рас в усвоении наук, в умственной деятельности, в творчестве, в спорте.
Сокрушительный удар идее глобального равенства нанес конец ХХ века. Распался СССР, основанный на идее равенства всех народов страны. Бессилие ООН, в которой все страны равны: и имеющие миллиард населения, и насчитывающие меньше ста тысяч жителей. Проигнорировавшее печальный опыт СССР Европейское сообщество, реализующее идею равенства всех своих членов, погрузилось в пучину кризисов. И новый мусульманский мир уже в самом фундаменте пронизан конфликтами. И как бы я ни сочувствовал группе «Пуси Райт», как бы я ни одобрял требования женщин о равенстве, я понимаю, что гендерного уравнения быть не может. В 1917 году в Одессе на митинге в защиту равенства женщин, реагируя на заявление докладчика, что между мужчиной и женщиной есть только маленькая разница, какой-то революционный матрос заявлял: «Да здравствует маленькая разница!».
Почему вопрос о неравенстве внутри человеческой популяции стал сейчас сверхважным? Да потому, что современной цивилизации нужна интеллигенция и ее творчество. А умственная деятельность – это поиск особого, нового. Творчество – это неравенство. И это неравенство надо как можно раньше выявлять и поощрять. Неравенство талантов – это и неравенство коллективов. Шире говоря – каст. Кастовая система была в Древнем Египте и Индии. Еще Н.Г. Чернышевский выделял среди человеческой популяции 10% склонных к переменам и 90% склонных к стабильности. И Л.Н. Гумилев писал о появлении в обществе небольшой группы пассионариев как стартовой точке радикальных перемен.
Цивилизация, ориентированная на равенство, обязательно будет отставать от цивилизации, которая признает, ищет и растит таланты. Корабль Одиссея никогда бы не миновал остров Сирен, если бы Одиссей не отверг равенство прав всех своих спутников и не залил бы воском их уши.
Третий фундаментальный постулат современной цивилизации – об экономическом человеке.
В соответствии с этим постулатом человек имеет и сознание, и волю, и нравственность, и мораль. Но главное в нем, его основа – это его потребность в еде и одежде. Он – человек экономический. Человек потребляющий. Человек – потребитель. Он стремится как можно больше или сразу потребить, или накопить запасы для будущего потребления. Именно такой человек создал и развивал нынешнюю цивилизацию. В ней все подчинено интересам потребления.
Бесконечно растущее потребление предполагает непрерывно растущее производство. А такое производство предполагает рост потребления ресурсов нашей планеты. И уже видны перспективы исчерпывания этих ресурсов. Потребляющий человек выходит на то, что называют пределами роста.
Это – с одной стороны. С другой – потребляющий человек все больше теряет свои человеческие качества. Он потребляет все больше того, что ему не нужно и без чего он может обойтись. В обеспечивающем его производстве растет доля ненужного производства. Фиктивная необходимость в материальном производстве создает в конце концов базу для всей фиктивной экономики: денежного капитала, акций и т.д.
Ориентировка на потребление создает из экономического человека того, кого Герберт Маркузе, великий философ ХХ века, презрительно называл «человеком одного измерения».
Четвертый постулат нашей цивилизации – постулат перемен. Должно изменяться потребление. Должна расти численность людей. Должны увеличиваться освоенные территории. Должно расти число приверженцев отдельных религий или идеологий. Должны расти страны и государства.
Вера в прогресс, прогрессивный тип перемен – пятый постулат нашей цивилизации. Человечество не просто меняется. Оно растет, все улучшаясь. Все будет только лучше. Даже обещанный всеми религиями конец света воспринимался как только некий морально-этический постулат, а вовсе не как реальная ближайшая перспектива. Но и этот постулат прогресса начитает шататься ввиду перспективы истощения ресурсов планеты, ее перенаселения, растущей угрозы ее загрязнения отходами цивилизации.

3. Об идеологии альтернативной цивилизации.
Подводя итог, можно сказать, что есть все основания, для того чтобы признать вполне актуальными не только перспективу радикальных изменений нашей цивилизации – в рамках или модернизации, или антиглобализации, – но и перспективу принципиально новой цивилизации. Перспективу Великой Альтернативны.
Если рассматривать потенциальную альтернативу нынешней цивилизации, то несомненно эта альтернатива должна иметь другую идеологию. Иначе – какая же это альтернатива?
Рассматривая те неразрешимые проблемы, с которыми столкнулась наша нынешняя цивилизация, не в частностях, а в самом ее существе, в самих ее фундаментальных идеологических постулатах, можно сформировать некоторые базисные постулаты новой идеологии альтернативной цивилизации.
Первый постулат новой идеологии и ее первая характеристика – Разумность. Не удовлетворение потребностей. И не экономичность при этом. И даже не эффективность. А именно Разумность. Это цивилизация, основой которой должны стать Разум и Разумность.
Этот постулат можно обозначить и иначе. Не человек – потребитель. Не экономический человек. А Человек Разумный.
Человек разумный на первое место ставит задачу развития и сохранения Разума. Своего. Всего человечества. Разума во всей Вселенной.
Одна из важных проблем новой цивилизации – изучение всех вариантов катастроф во Вселенной: от возникновения новых звезд до угасания старых. Сейчас на Марсе, как вы знаете, работает американский исследовательский комплекс. И одна из его задач – выяснить, почему эта планета осталась без атмосферы. Интерес логичен: ответственная человеческая цивилизация не может не искать для себя гарантии самосохранения в самых невероятных ситуациях. Мы пока не знаем, является ли Разум на нашей планете чем-то единственным и неповторимым во Вселенной. Или есть еще Разум в других мирах. И, более того, в других формах – типа мыслящего океана, «Соляриса» в одном из фантастических произведений. Но в любом случае одной из главных задач новой цивилизации станет забота о развитии и сохранении на нашей планете и во всей Вселенной Разума. Постоянные поиски Великого Контакта с другими Разумами в Космосе.
Конечно, и Человек Разума должен существовать и удовлетворять свои потребности. Но что он станет потреблять, как он определит свою действительную потребность, что будет принимать из навязываемых производителями изделий – все это будет итогом его Разумного Анализа. Разумный человек и ест, и одевается. Но до этого он думает. О том, что именно надо есть. Как и во что одеваться.
Второй постулат альтернативной цивилизации – среди потребностей на первое место выходит потребность развития Интеллекта. Человек альтернативной цивилизации – Человек Интеллектуальный. Главное в нем – не набивание желудка едой, дома мебелью, сундуков вещами и обувью – а развитие и пополнение Интеллекта, «набивание» мозга, развитие ума.
В составе человеческой популяции становится главным тот слой, который в наибольшей степени обладает Разумом, Интеллектом, Знаниями. В широком плане – Интеллигенция. Она будет высшей кастой, элитой человечества, его подлинным мозгом.
Третий постулат новой цивилизации – признание неравенства людей. Возведение неравенства в систему.
Признание неравенства всех видов – интеллектуального, полового, генетического, возрастного, расового, религиозного, национального и т.д.
Признание неравенства позволит выделить все позитивное, все особенное. И то, что требует особого внимания. И то, что требует осторожности.
Неравенство опирается на Разумность и поэтому не может не быть Справедливым. Каждый занимает свое место в соответствии с объективным показателем своего интеллекта.
Вместо критериев имущества, денег, крови, расы – отбор только по интеллектуальным показателям.

Отбор справедливый и объективный. И – точно также – справедливое и объективное отсеивание утративших необходимый уровень интеллектуальности. Вместо замкнутости каст прошлого и их изолированности от остальной части общества постоянная доступность элиты для всех одаренных и очистка ее от «сухостоя» и «омертвевших ветвей».
Четвертым постулатом новой цивилизации, тоже логичным для ее разумности, станут терпимость, лояльность, толерантность. Толерантность прежде всего идейная. Цивилизованное отношение к представителям других взглядов и представителям других идейных платформ. Толерантность ко всем неравенствам и всем отличиям от тебя. Принцип толерантности компенсирует опасности принципа неравенства. Он требует доводить идею неравенства до идеи разумного согласования, сосуществования, взаимного обогащения. До идеи «консенсуса» – как любит говорить М.С. Горбачев.
Пятый постулат альтернативной цивилизации – идея организации. Организованности и регулирования. На место всякого рода пассивного ожидания, автоматизма, поиска разного рода «невидимых рук» – будь то на рынке, будь то в охране среды или климата вместо ожидания «объективных» итогов – придет идея необходимости созидательного, разумного вмешательства.
Иного пути реализации Разумности, кроме как доведения ее до организованности и управляемости, нет. Организованность – итог Разумности. Новая организованность –
организованность на основе Разума.
В то же время надо учесть трагичный опыт прошлого, особенно опыт всех систем государственного социализма ХХ века в отношении навязывания сверху организованности, командования и тотального контроля. Особенно надо помнить об опасности присвоения группой лиц права выступать лидерами командования и арбитрами организованности.

4. О дорожной карте альтернативной цивилизации.
На основе постулатов идеологии альтернативной цивилизации, изложенных выше, можно высказать и некоторые соображения о мерах, точнее, о главных комплексах мер. По уже сложившейся традиции назовем их дорожной картой альтернативной цивилизации для XXI века.
Первое. Регулирование численности населения. Все сознательные семьи осмысленно подходят к числу детей. В альтернативной цивилизации этот принцип разумности должен быть применен к численности каждой нации, страны и всего человечества.
Или реализуется гипотеза недавно умершего выдающегося интеллектуала современной России Сергея Петровича Капицы об автоматически уже устанавливающемся на нашей планете пределе численности ее населения.
Или необходимо сознательно установить лимит рождаемости. Китайский лимит в одного ребенка на семью обеспечил великий экономический рывок страны в один миллиард граждан. Но он эффективен только как временная мера. Он не имеет перспектив, так как доля пожилых людей растет. По прогнозу профессора Гу Баочана, к 2050 году в Китае более 1/3 населения будут старше 60 лет. Более приемлем или лимит в виде двух детей на одну семью, или лимит по одному потомку для каждого мужчины и каждой женщины.
Второе генеральное направление альтернативной цивилизации – очистка генофонда человечества. Это логично: если число людей в норме, надо обеспечить их здоровье. Критика известной практики нацистского социализма гитлеровской Германии привела к перекосу в другую сторону. Общество теперь считает своим долгом обеспечить выживание всех больных, в том числе и хронических. Религия эту линию одобряет. А итог уже очевиден. От двух неизлечимо хронически больных родителей родится ребенок с болезнями уже обоих родителей. И очень скоро наше общество превратится в общество инвалидов. А паралимпийские игры станут главными.
Но главная проблема в том, что общество инвалидов в среднем всегда будет существенно ниже по эффективности, чем общество здоровых людей, – даже если полностью перестроить и производство, и все области социальной жизни.
Поэтому наиболее резонно не ждать кризиса, когда здоровая часть общества уже не сможет обеспечивать достойный уровень жизни и начнется его снижение у всех: и у здоровых, и у инвалидов. Надо переходить к неотложным мерам противодействия этой перспективе.
Нельзя признать нормальной ни практику античной Спарты, где просто уничтожали родившихся инвалидов и потенциально слабых младенцев. Нельзя признавать нормальной и практику национал-социалистов.
В то же время нужны немедленные меры по очистке генофонда человечества. Чем меньше рождается людей, тем более здоровыми они должны быть. Идеалами должны стать не страны, где в городах преобладают целые кварталы жилых домов, ориентированных на инвалидов. Идеалом должно стать общество, в котором вообще нет инвалидов – разве что в итоге несчастных случаев.
Наиболее перспективна, на мой взгляд, генная инженерия. Еще в первый месяц внутриутробной жизни надо определять, имеет ли зародыш отклонения или потенциально к ним склонен. И избавлять родителей, имеющих право всего на двух детей за всю их жизнь, от перспективы быть всю жизнь няньками и сиделками.
Итогом очистки генофонда станут радикальные изменения всей социальной жизни. Главным для людей будут не клиники и больницы, а спортклубы и зоны туризма и отдыха. Учителя и воспитатели будут важнее врачей.
Третий генеральный комплекс мер XXI века – переход к разумным научным нормам потребления. И полное изгнание всякого рода навязываемых людям новых продуктов и, более того, вещей. Обеспечение человека только действительно необходимым.
Конечно, монастырское хождение строем к столу со стандартным меню не идеал. Но для разумного человека не может быть идеалом и круглосуточное ублажение своего желудка.
Особенно остра необходимость перейти к разумным нормам одежды и образа жизни.
На всю жизнь запомнил я один разговор. Когда меня в МГУ в тридцать лет назначили завкафедрой, то ввели и в совет экономического факультета. Естественно, что я с жадностью учился всему: от стиля полемики до выбора одежды. На одном заседании я восторженно отозвался и о выступлении известного профессора, и о его костюме, видимо, только что сшитом. Сидящий рядом со мной другой не менее известный профессор сказал: да, в отношении выступления вы правы. А вот костюм – это уже не университетское. В старой России меняли костюмы или дворяне – следящие за парижской модой. Или купцы – хвастаясь свои богатством. А учитель менял костюм раз в пять лет. И не из-за бедности: его месячный заработок равнялся цене десяти коров. Но его никто не понял бы в среде учителей, поменяй он костюм или пальто, не износив их. Таков был стиль, наш стиль. Стиль интеллектуалов.
Я не сторонник того, что уже представлено в фильмах о космосе, – одевания всех в одни и те же комбинезоны, общую униформу. Но и шкафы, набитые выходящими из моды каждый сезон изделиями, – не идеал будущего человечества.
Я, например, еще учась в МГУ, как один из лидеров университетского комсомола, боролся за единую форму для студентов на целине. И мы добились этого. Форма оказалась столь привлекательной, что в ней стали ездить и на уборку картофеля, и ходить на воскресники. Затем – даже на занятия. Особенно понравилась форма девушкам с мехмата: ушло неприемлемое для интеллектуалок соперничество в одежде.
Нелишне вспомнить, что идеологи коммунизма, провозгласив право на потребление по потребностям, сразу же заявляли: потребности должны быть разумными по величине. А в последней программе КПСС были даже вписаны – помню, после долгих споров – нормативы потребления масла, яиц, мяса и т.д. Уместно вспомнить, что и христианство с его постами тоже признало своего рода регулирование потребления.
Главное в том, что, не ограничив потребление, нельзя лимитировать и производство. И – как итог – исчерпывание ресурсов планеты.
Четвертая черта альтернативной цивилизации – принципиально новое отношение к окружающей среде.
Оно включает пять главных направлений. 1) Экономию ресурсов, особенно невозобновляемых. 2) Заботу о предотвращении засорения среды отходами, особенно вредными. 3) Охрану живой природы. 4) Меры по регулированию климата. 5) Новое расселение населения по планете с целью вывода человека из зон, требующих дополнительного расхода ресурсов.
И, наконец, пятая фундаментальная черта альтернативной цивилизации – защита разума и интеллекта от всего, что ведет к дезинтеллектуализации человечества, не говоря уже о деградации интеллекта. Особую опасность для интеллектуальности представляют современные компьютерные технологии и Интернет.
Когда-то применение огнестрельного оружия привело к утрате физической силы человека в качестве главной его характеристики. И применение компьютерной техники может вести к деградации интеллекта.
Характерен пример Японии. Она наиболее продвинулась по пути применения компьютеров в обучении и вообще во внедрении их в жизнь детей и молодежи. А итог? Японские ребята последние годы перестали выделяться на всех интеллектуальных конкурсах молодежи.
Если в конце ХХ века для человечества и его цивилизации для их спасения понадобились радикальные меры по устранению и запрету ядерного, химического и биологического оружия, то в XXI веке на каком-то этапе могут понадобиться международные запреты на использование каких-то видов компьютеров, Интернета и другой интеллектуальной техники.
Конечно, мы не всезнающие. Наши усилия всегда ограничены областью наших знаний. Поэтому меры по всем направлениям альтернативной цивилизации должны быть, с одной стороны, масштабными и организованными. А с другой, крайне осторожными и крайне бережными.

Продолжение тут - http://eaquilla.livejournal.com/518248.html
Tags: Что делать
Subscribe

  • ИСЧЕЗНУВШИЙ РОЯЛЬ

    Михаил Казиник озвучил замечательную мысль: "У вас идет борьба между потомками декабристов и потомками зэков". Примерно ту же самую мысль…

  • Чита: мусорное Средневековье...

    Макс Жлутков создал новый канал о Чите и Забайкалье - "Как выжить в России?". Почему в России, когда он снимает ролики о Чите, но не…

  • Молоковка

    Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня хотел бы рассказать о знаменательном событии для меня в частности и для нашей команды в целом. К нам в…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • ИСЧЕЗНУВШИЙ РОЯЛЬ

    Михаил Казиник озвучил замечательную мысль: "У вас идет борьба между потомками декабристов и потомками зэков". Примерно ту же самую мысль…

  • Чита: мусорное Средневековье...

    Макс Жлутков создал новый канал о Чите и Забайкалье - "Как выжить в России?". Почему в России, когда он снимает ролики о Чите, но не…

  • Молоковка

    Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня хотел бы рассказать о знаменательном событии для меня в частности и для нашей команды в целом. К нам в…