eaquilla (eaquilla) wrote,
eaquilla
eaquilla

Category:

О ЦИВИЛИЗАЦИИ ХХI ВЕКА

О ЦИВИЛИЗАЦИИ ХХI ВЕКА.
Продолжение. Начало тут - http://eaquilla.livejournal.com/517965.html

5. Проблемы смены цивилизации.
Как один общественный строй заменяет другой – социальная наука исследовала достаточно полно. Сотни работ посвящены буржуазным революциям, завершившим эпоху феодализма и давшим старт капиталистической системе. Сотни работ посвящены попытке государственно-
бюрократического социализма преодолеть капитализм. А вот об эпохах, когда целая цивилизация уступает место другой, исследований гораздо меньше. В том числе и потому, что ближайшая к нам из таких эпох была в начале нашей эры, две тысячи лет назад, когда античная цивилизация уступила место христианской.
На меня большое впечатление произвели многотомная работа Э. Гиббона – «История упадка и крушения Римской империи», а также двенадцатитомный труд Арнольда Тойнби – «Исследование истории. Возникновение, рост и распад цивилизаций» и «Закат Европы» О. Шпенглера. Цивилизационный подход в русской идеологии представляли Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев и П.А. Сорокин.

В шести томах Гиббон показал, как гибла великая цивилизация античности. И главное состояло в том, что ее не столько победили более сильные враги, сколько она сама дряхлела, теряла жизненные стимулы. А варваров неудержимо влекли в пределы Южной Европы достижения этой цивилизации: дороги, города, освоенные поля, накопленные богатства. Процесс грабежа накоплений античности продолжался не годы, не десятилетия, а несколько столетий. А ведь и античной цивилизации предшествовали цивилизации: Древнего Востока, Египта, Персии, Вавилона. А также цивилизации доколумбовой Америки.
И уж точно грандиозным был переход от первобытно-общинного строя к обществу с собственностью.
Например, выход восточных славян из первобытного строя был длительным и сложным. Один мой знакомый отмечал: мы говорим о Крещении Руси как о разовом акте. Но мы не всегда помним, что буквально десятки, сотни лет над Восточной Европой стелился дым от сжигаемых святынь Перуна и других богов. До наших дней не дошло ни одного более или менее сохранившегося святилища, не осталось изображений Даждьбога и других идолов наших предков.
В свете исторических примеров логично предположить, что и замена нынешней цивилизации новой, альтернативной, будет процессом и длительным, и нестандартным. Новая цивилизация сначала будет занимать ниши, бреши, пустоты старой. И уже потом, опять-таки скорее изнутри, как раковая опухоль, уничтожать органы и ткани старой, заменяя все ее клетки.
Хотя какие-то более или менее резкие, крутые, заметные этапы перемен будут, все же по преимуществу речь будет идти об эволюции, а не о революциях. И еще есть одна характерная черта смены цивилизаций: прежде всего и наиболее радикально меняется идеология. Сначала идет завоевание умов и только потом – тел людей и их организаций. Античность начала гибнуть в столкновениях с идеологией христианства. Поэтому можно сказать, что и теперь, в ХХI веке, именно в сфере идеологической будут идти стартовые перемены.
Собственно, они уже идут. Характерен процесс преодоления различий в религиях, усиление ойкуменизма с его идеей единого Бога. С этой точки зрения можно только приветствовать недавний визит патриарха Кирилла в Польшу и диалог православия и католичества. Наука все чаще выходит на зоны, где требуется полное преодоление всего старого. Яркие примеры: теория относительности Эйнштейна; принцип дополнительности Бора, математическая логика. Сами наши представления об окружающем мире все больше включают знаний о чем-то совершенно противоречащем прежним идеям. Черные дыры во Вселенной. Гибель звезд и целых галактик. Со скоростью тысячи километров в секунду несется на нашу Галактику гигантская туманность Андромеды с явной перспективой столкновения через миллиарды лет. Усиливается ощущение наличия параллельного мира, а возможно, и многомерности миров.
Думаю, что очень важны и представления В.И. Вернадского и А.Д. Сахарова о дуалистической основе мира, о взаимодействии во Вселенной живого, духовного и материального, вещного.
При таких новых представлениях обо всем окружающем мире уже нетрудно воспринимать и идеи Альтернативной Цивилизации.
Несомненно, что смена нынешней цивилизации альтернативной будет сопровождаться изменением роли и места в обществе интеллигенции. Будут возрождаться роль и значение всякого рода организаций интеллектуалов – как во времена ухода античности росло влияние общин первых христиан. Думаю, что растущее усиление в современной цивилизации организованности тоже может стать фактором, создающим благоприятную среду для Альтернативной Цивилизации.
И, наконец, ряд мер, уже реализуемых в постиндустриальной цивилизации, тоже будут подводить человечество к альтернативной. Это меры по сохранению природы Земли и климата. Меры по передаче главных решений по добыче полезных ископаемых в международное ведение. Меры по неизбежной передаче всей ядерной энергетики под международный контроль. Меры по регулированию рождаемости и охране генофонда. Меры по защите человечества от Интернета.
Задача современного человечества – избежать того многовекового хаоса и эпохи многих веков темного средневековья, которые утвердились при смене античной цивилизации современной.
6. О дорожной карте России при альтернативной цивилизации.
В свете изложенных соображений о вероятности варианта полной замены нынешней цивилизации альтернативной, логично поразмышлять о выводах из них для нашей страны.
Естественно, что для России первая и главная задача – прочно вписаться в общий поток развития цивилизации. Чем полнее и органичнее она это сделает, тем больше гарантий для нашего будущего в этом общем будущем планеты. Вписаться – это значит остаться великой державой. Исторически Россия сформировалась и развивалась как крупное образование, великая держава. Великодержавность обеспечивала условия сохранения и выживания русской нации. Иногда Великодержавность предполагала задачу догонять передовые страны. Иногда – как в ХХ веке – Россия решала свою модель устройства в виде социализма утвердить на всей планете.
В современных условиях Великодержавность предполагает задачу сохранения России в качестве одной из великих держав. Для этого России нужны долгосрочный план и долгосрочные социальные механизмы его реализации.
Возможно, на планете альтернативная цивилизация утвердится не скоро – но план у России должен быть. Создание такого плана – первый блок дорожной карты России.
Второй блок российской дорожной карты для XXI века – помимо плана участия в общих тенденциях развития мира – план определения собственной роли и своего места в будущей Альтернативной Цивилизации. Или, говоря термином экологии, – поиск своей ниши в новой мировой цивилизации.
Я уже читал здесь, в этом зале, лекцию о том, что у России есть только одна надежная перспектива будущего – стать одним из мировых центров науки в целом, и, в особенности теоретической науки. Это – главная национальная задача России.
Ни вариант поставщика миру сырья, ни даже вариант снабжения мира военной техникой проблем нашей выживаемости, нашей великодержавности не решат. Так можно обеспечить только временный успех.
Только развитие интеллектуального потенциала России – нашего главного резерва, доставшегося нам от прошлого: российского и советского, – обеспечит нам не просто будущее, а будущее в составе авангарда человечества.
Я никого не хочу обижать, но, условно говоря, наше будущее – это математик Перельман, а не конструктор Калашников.
Если бы у нас были безграничные ресурсы – можно было бы концентрироваться и на том, и том. Но наши ресурсы имеют весьма ограниченные лимиты. И в качестве первого пропуска в наше будущее надо выдвигать задачу развития российской науки. А второго – развитие обеспечивающих науку образования, культуры, здравоохранения, спорта и отдыха.
Третий блок – превращение интеллигенции, а не бюрократии и номенклатуры в центр российской нации. Без бюрократии современное общество жить не может. Но на каждом шагу сотнями, тысячами мер должно быть гарантировано вторичное положение класса бюрократии. Должна быть пресечена в зародыше любая попытка командования интеллигенцией и начальствования над ней.
Приведу два примера.
Первый – Великая антисоциалистическая революция 1989– 91 годов. Она бы никогда не только не победила, но даже и не началась бы в широких и цивилизованных формах, если бы М.С. Горбачев не выделил на первом Съезде народных депутатов СССР треть мест депутатам, избранным не населением. И среди них – весомая доля мест была гарантирована интеллигенции в лице ее организаций. Я, например, был депутатом от Всесоюзного экономического общества. А российский съезд народных депутатов, не имевший такой доли интеллигенции, сначала отказался от идеи созыва Учредительного собрания, а затем довел дело до стрельбы танков по парламенту.
Второй пример – новые территории Москвы. Москву действительно надо увеличить. Но не для создания условий в виде чистого воздуха для работы и без того раздутой бюрократии. Бюрократию вообще лучше переселить в специально построенный для нее город – как было сделано в послевоенной ФРГ со столицей в Бонне или в Бразилии со столицей Бразилия. И не для того расширять территорию столицы, чтобы Москва росла как город торговцев, банкиров, лимитчиков и гастарбайтеров. И даже не для улучшения условий жизни нынешних горожан – хотя они, особенно пенсионеры, заслуживают и чистого воздуха, и мест для отдыха. Главное, для чего надо расширять Москву, – это сохранение Москвы как главного интеллектуального центра России.
Даже в советское время, в режиме сверхжесткой московской прописки, руководство города привлекало в него лучших интеллектуалов страны. Ректор МГУ академик Петровский ежегодно утверждал в горкоме КПСС у партийного лидера Москвы список из десяти тех, кого университет считал необходимым оставить в Москве из числа своих лучших выпускников. В составе такого десятка пятьдесят лет назад, в 1962 году, был и я, выпускник аспирантуры Гавриил Попов.
А сейчас надо привлечь в Москву не менее одного миллиона интеллектуалов России, СНГ и дальнего зарубежья.
Дать им на новых территориях Москвы коттеджи для проживания и на этом фундаменте радикально обеспечить и омолодить московскую науку, культуру, образование.
Говоря опять-таки обобщенно, Москва должна быть не городом чиновников, а городом интеллигенции. Это и будет соответствовать тому, что ждет Россию в XXI веке.
Если Россия хочет иметь и настоящую дорожную карту для XXI века, и механизм ее реализации – роль интеллигенции должна измениться. Даже в случае движения по пути модернизации или антиглобализации постиндустриального общества и – тем более – в случае развития в направлении альтернативной цивилизации. Возможно, не обязательно в Думе и Совете Федерации выделять половину мест интеллигенции. Возможно, достаточно дать право вето организациям интеллигенции на решения парламента.
Нетрудно заметить, что национальная задача России – стать одним из мировых центров науки – совпадает с главными тенденциями и модернизации современной постиндустриальной цивилизации, и антиглобализма, и перспективой Альтернативной Цивилизации.

Один ученый как-то сказал: эта теория настолько безумна, что может оказаться верной.
Мои соображения об Альтернативной Цивилизации по преимуществу представляются именно безумием. Конечно, безумность – это не гарантия их правильности, но право на существование мои соображения имеют.
Здесь, в нашем университете, в начинающемся учебном году, как и в предстоящие годы, вы услышите достаточно и об официальном, и об оппозиционном ему. Так что выбор вы будете делать сами, имея достаточно знаний обо всем арсенале точек зрения.
А сегодня, в начале учебы, я решил рассказать вам о том, что вы не встретите ни в учебном классе, ни в программах предметов, ни даже в самых долгосрочных прогнозах государства и бизнеса. Но, как минимум, это вам не помешает. Будущее надо встречать с открытыми глазами, имея максимальный запас знаний о нем. Особенно вам – молодым.
Tags: Что делать
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments