eaquilla (eaquilla) wrote,
eaquilla
eaquilla

Categories:

Высокий Коммунитаризм в социальном учении Ислама

Оригинал взят у martinis09 в Высокий Коммунитаризм в социальном учении Ислама


Коммунитаризм (лат. «communita» - единение; commūnis, одного корня с munus - обязанность) термин, впервые использованный русским философом Николаем Бердяевым[1], подразумевает общинность. Религиозная коммунитарность - называется соборностью.



В исследовании, посвященном религиозным Православным основам Высокого Коммунитаризма[2] мы определили четыре основные правила, которые мы ещё раз кратко озвучим:

1. Управление мирскими делами общества осуществляется общинами, а не партиями, поскольку:

- партии разъединяют общество и являются источниками системной коррупции[3];

- общинность лежит в основе Русского Православия и даже слово «церковь» является транскрипцией словаcirca

(«вокруг») которое пришло в латынь при переводе греческого слова «экклесия» - дословно «общины», «собрания», где вопросы взаимоотношений решались общими решениями, исходя из постулатов христианства. Таким образом, общины и церковь изначально имеют одно значение[4].  

2. Полный отказ от ростовщичества и судного процента, которые однозначно осуждаются в Евангелиях, где подчеркивается, что нельзя брать процент ни с единоверцев, ни с иноверцев.

В качестве инструмента Высокий Коммунитаризм предлагает деньги с демерреджем («деньги Гезелля») на которые не начисляются проценты, а наоборот – списываются в размере инфляции. При этом освободившиеся средства используются для блага общества[5].

3. Изменение подхода к правам собственности на средства производства – мы предложили соблюсти баланс между интересами личности и общества, не отказываясь от права «частной собственности». При этом в течение жизни человек работает в поте лица на благо своей семьи,  воспитания и образования детей. После смерти личное имущество остается в наследство семье, а обществу переходят права на средства производства. Тем самым, получая достойные средства к существованию, но понимая «конечность материального блага», люди будут стремиться вкладываться в образование детей. И тогда, вместо династии собственников  - «королей крыс» - будут развиваться династии профессионалов, давая развитие и обществу

[6] - и не покидая путь к Спасению, указанному Господом - «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах… трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мтф, 19: 21, 23-24).

4. Бог (Любовь и Самопожертвование) – «Высший идеал, выходящий за пределы экономических рамок».

Попробуем разобраться, как эти христианские принципы, отраженные в теории Высокого Коммунитаризма, согласуются с социальным учением Ислама?

1. ОБЩИНЫ В ИСЛАМЕ: «УММА, КАК ЗЕМНОЙ НОСИТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

Общины, уммы (татар. махалли) в исламе до сих пор во многом сохранили своё первоначальное значение, которое они имели и в русской Православной Традиции. В том числе в виде прихода вокруг церкви (от «circa»), и в ранних христианских общинах – «экклесиях», где решались не только духовные, но и социальные, и экономические вопросы, велась повседневная жизнь в соответствии с христианскими нормами и традициями.

Сам термин умма связан с арабским произношением имени религиозного прародителя ислама  (Ан-Нахль,16:120/121). Сложившись в ходе проповеднической деятельности Пророка Мухаммеда, этот термин в Коране обозначает общины, составлявшие в своей совокупности мир людей (Худ, 11:48/50). К концу жизни Мухаммедаумма включала уже практически всё население Аравийского полуострова. А после его смерти исламская умма стала земным носителем верховного суверенитета.

Народы, исповедующие Ислам и организовывавшие свою жизнь и повседневный быт на основе Шариата, так же объединялись в локальные мусульманские общины. В их основе лежали родовые и родственные связи, принадлежность к определенному сословию, профессиональная деятельность, территориальный принцип. Так общины могут быть производственными, торговыми, военными и пр.

Общинный уклад способствовал учреждению самоуправления, призванного обеспечивать стабильное течение жизни, его соответствии обычаям Шариата, неся в себя как градообразующую составляющую, так элементы и соседской, и конфессиональной общины. Так в распространенном в России традиционном «общинном» - суннитском Исламе[7], предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения. В деревенских мечетях на должность имама до сих пор обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования[8].

Имам не только возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь. Он является лидером и руководителем общины, представляет её перед государством и обществом, является «кади» (судьей), муфтием, дающим религиозные заключения, и др.

У имама множество обязанностей, среди наиболее важных[9]:

- передавать мусульманам свои знания: «Наставляй же, ведь ты – наставник» (Аль-Гашийа/Покрывающее,88:21); принимать решения, предварительно открыто посоветовавшись с общиной: «В (земных) делах прислушивайся к ним» (Аль Имран, 3:159); учитывать мнение общины прежде всего, даже если сам не согласен с ним;
- быть скромным и мягким в обращении с людьми: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Аль Имран,
3:159);
- издавать фетвы наиболее легкие для исполнения, а не наоборот; проводить проповедь (хутбу) и совместную молитву не слишком долго и не очень коротко; выбирать наиболее актуальные темы для проповедей, содержащие полезную информация для людей;
- разрешать конфликты между мусульманами, выступать посредником в семейных конфликтах, денежных разногласиях, укреплять братские отношения; не выделять свою семью «Увещевай  свою ближайшую родню» (Аш-Шуара/Поэты,
26:214);
- соблюдать то, к чему сам призывает, быть примером для окружающих: «О, вы, кто верует! Зачем вам говорить о том, Чего не делаете вы? Аллаху крайне ненавистны те, Кто говорит о том, Чего не совершает» (Ас-Сафф/Ряды,
61:2-3);
- принимать приглашения, навещать больных; любить и прощать свою паству, найти для нее оправдание: «Прости же им (их слабости земные) И испроси для них прощенья» (Аль Имран, 
3:159);
- заключать браки, участвовать в похоронах, проводить религиозные и нравственные уроки;
- быть верным представителем мусульман перед государством, защищать их интересы, сохранять добрые отношения с государственными структурами;
- иметь намерение служить исламу, а не зарабатывать деньги;

- не приказывать, а призывать: «Вмени в обязанность только самому тебе, и побуждай верующих» (Ан-Ниса/Женщины,
4:84).

При этом члены общины, прихожане, обязаны:

- уважать и ценить имама, как знающего человека: «Ужель пред Богом будут наравне: Кто знает — с теми, кто неведущ?» (Аз-Зумар/Толпы, 39:9);
- слушаться его, только если это не противоречит воле Аллаха и его посланника: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас» (Ан-Ниса,
4:59);
- не повышать голос на него голос, обращаться к нему уважительно, по имени, отчеству, даже, если он находится с этими людьми в родственных отношениях;
- содержать имама, не вынуждая его заниматься иной работой, которая повлияла бы на выполнение его обязанностей.

Имам должен жить достойно, его внешний вид должен соответствовать его положению. Община не должна заставлять его просить о помощи или брать в долг. Если зарплаты у имама нет или она недостаточна для него, он вправе искать себе другую работу, и, по мере своих сил и возможностей, заниматься обязанностями имама. В Коране сказано: «О мой народ! Я не прошу у вас богатства за него, Награда мне — лишь у Аллаха» (Худ,11:29).

Если какого-либо члена общины не устраивает что-либо в работе имама, тогда он, без свидетелей, сначала дает совет имаму по данному вопросу. Если член общины посчитал, что решение имама является недопустимым для мусульман, он может созвать общее собрание, на котором будет присутствовать сам имам. В братской атмосфере каждый человек на этом собрании может высказать свои доводы. Большинством голосов решается, кто прав и как следует поступить имаму в этом случае. И:

- если большинство решает согласиться с мнением имама, инициатор собрания должен уважать и соблюдать общее мнение, даже если он не будет согласен с ними (при этом выход из уммы считается греховным и недопустимым);
- если же имам противоречит мнению большинства, тогда община имеет право освободить его от своих обязанностей путем простого голосования.

Таким образом, выдвигаемый политтеорией Высокого Коммунитаризма общинный принцип самоуправления полностью отвечает нормам традиционного для России Ислама.

2. ОТНОШЕНИЕ К РОСТОВЩИЧЕСТВУ В ИСЛАМЕ: «ПРОКЛЯТИЕ РОСТОВЩИКУ И ЗАЁМЩИКУ»

Коран однозначно и жестко выступает против ростовщичества:   

«Те, кто поедает рост, восстанут только такими же, каким восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля — то же, что и рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Аль-Бакара/Корова, 2:275). «О, вы, кто верует! Побойтесь Бога и откажитесь от того, Что вам назначено лихвой, Если, поистине, уверовали вы. Но если вы не сделаете это, Услышьте, что грядет война вам от Аллаха и посланника Его» (Аль-Бакара, 2:278/279).

«Су­ще­ст­ву­ет семь­де­сят три ви­да ростовщичества, са­мый без­обид­ный из ко­то­рых по тяжести сво­ей со­от­вет­ст­ву­ет тяжести гре­ха че­ло­ве­ка, со­во­ку­пив­ше­го­ся с соб­ст­вен­ной ма­те­рью, наи­худ­шие же виды его при­во­дят к то­му, что для то­го, что­бы рас­пла­тить­ся с дол­га­ми, му­суль­ма­ни­ну при­дет­ся торго­вать жен­щи­на­ми из сво­ей се­мьи» (Аль-Ха­ким, 2:37)[10];

«…Один дир­хем, по­лу­чен­ный че­ло­ве­ком за счет ростовщичества, пе­ре­ве­ши­ва­ет со­бой тя­жесть гре­ха того, кто со­вер­шил пре­лю­бо­дея­ние три­дцать шесть раз» (Ахмад, 5:225)[11]. «Аллах проклял как того, кто берет деньги у ростовщика, так и того, кто занимается ростовщичеством» (Муслим, Китаб уль Мусакат, 1547)[12].

Как отмечают исламские богословы[13], влиятельные круги в мусульманском мире, защищающие капитализм (а чаще всего, одновременно с этим и т.н. «исламскую демократию»), делают это, пытаясь свести всю проблематику ростовщичества к банковской деятельности и устранению явно запретных финансовых операций. Соответственно, лоббируются т.н. «исламские банки» и «исламские финансы», чей смысл заключается в том, чтобы сохранить существующую мировую финансово-экономическую систему, загнав при этом мусульманских предпринимателей в рамки операций, лишь внешне соответствующих шариату.

Между тем, все современные бумажные и безналичные деньги являются порождением ростовщической системы, завязанной на ФРС США – гнездо «королей крыс ростовщичества». И только введение непривязанной к ростовщическим транзакциям валюты, является необходимым условием и первым шагом для очищения общества от ростовщичества и перехода к коммерческим отношениям, основанным на шариатских принципах.

В качестве таких денег Высокий Коммунитаризм предлагает единственно недоступные для ростовщичества деньги с демерреджем («свободные деньги» или «деньги Гезелля»

[14]) на которые не начисляются проценты, а наоборот – списываются (в размере «стандартной» инфляции: порядка 4-8% в год). Выпускать такие деньги может только государственный/общественный банк.  При этом освободившиеся средства используются для блага общества[15].

Таким образом, финансовая концепция теории Высокого Коммунитаризма соответствует не только Православию, но и социальному учению Ислама.

окончание в следующем посту...

__________________

Tags: Философское
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments