Как сказано из статьи, Тат - самоназвание персов. Персы, как было неоднократно говорено, Перуновы русы. Тогда Тат-Ар - земля татов. Персия?
Уже неоднократно говорилось, что "могол" на греческом значит "великий".
Итожим - Моголо Татария - Великая земля Перуновых русов. Ну а Татария она или Тартария, полагаю уже не суть важно.
Вероятно, остатки былой роскоши - "Татары делятся на три этнотерриториальные группы: волго-уральские татары, сибирские татары и астраханские татары. Крымские татары считаются самостоятельным народом. Волго-уральские татары включают субэтносы казанских татар, касимовских татар, мишарей и субконфессиональную общность кряшен(24,6 тыс. чел., 2002). Общая численность в Российской Федерации 5,554 млн. человек (2002). Значительное количество татар живет в Казахстане 248,9 тыс. чел. (1999), Узбекистане 467,8 тыс. человек. Численность татарского населения в дальнем зарубежье от 100 до 200 тысяч человек. Общая численность татар во всем мире около 6,8 млн. человек. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/56503/%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B)
История Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с завоевательной экспансией Ахеменидов (558—330 г. до н. э.), присоединивших Закавказье в качестве X, XI, XVIII и XIX сатрапий своей империи[11]. Этоподтверждают археологические изыскания на территории Азербайджана, Армении и Грузии, в результатекоторых обнаружены руины зданий ахеменидской архитектуры, а также ювелирные изделия и посуда[12]. Тем не менее, нет каких-либо данных о многочисленном и постоянном персидском населении в Закавказьеначиная с Ахеменидского времени. Наиболее вероятно предположение, согласно которому предкисовременных татов переселились в Закавказье во времена династииСасанидов (III—VII вв. н. э.), которыедля укрепления своих владений строили здесь города и основывали военные гарнизоны[13]. Шах Хосров I Ануширван (531—579) ок. 510 г. вручил титул правителя Ширвана (области в ВосточномЗакавказье) своему близкому родственнику, ставшему родоначальником первой из династий Ширваншахов(ок. 510 г. — 1538 г.)[14]. После завоевания региона арабами (VII—VIII вв.) началась исламизация значительной части местногонаселения. С XI века сюда стали проникать племена огузов, возглавляемых династией Сельджуков; началосьпостепенное формирование азербайджанского языка. Видимо, в ту же эпоху за закавказским диалектомперсидского языка закрепилось внешнее название «тат», «тати» («татский язык»), происходящее оттюркского термина «тат», обозначающего осёдлых земледельцев (преимущественно персов)[15]. Такое жеслово «тат» используется курдами, для обозначения оседлых персоязычных земледельческих групп населения, например в стихотворениях Джафаркули. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,издававшийся в конце XIX — начале XX веков, пишет об этом: Название Таты, кажется, не есть собственно обозначение известного народа, а является лишьопределением его образа жизни и социального положения: на джагатайском наречии тюркского языкаслово тат имеет значение подданного, живущего или служащего у вельможи, — и это название тюркскиекочевые племена давали всем порабощённым ими народам, ведшим оседлый образ жизни. Таты быливыведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинциидля борьбы с северными народами[16].
В 30-х гг. XII века Закавказье было завоёвано монголо-татарами, возникло государство Хулагуидов.Монгольское владычество продолжалось до 60 — 70-х гг. XIV века, но это не остановило развитие культуры —в XIII—XIV вв. здесь жили и творили выдающиеся поэты и учёные. В конце XIV века Закавказье подверглосьнашествию войск Тимура. В конце XIV—XV вв. государство Ширваншахов приобрело значительную мощь,усилились его торгово-экономические и дипломатические связи. Но к середине XVI века оно былоликвидировано и почти всё Закавказье было присоединено к СефевидскомуИрану. С XVIII века своё влияние в Закавказье начинает расширять царская Россия. В ходе русско-персидских войн1803—1828 гг. регион отошёл к России. Начиная с этого времени можно ознакомиться со сведениямицарских властей, отражающих численность и расселение татов. При завоевании Россией Баку, в начале XIXвека всё население города (8 тыс. чел.) составляли таты[17]. Это официальный результат первой переписинаселения Баку царскими властями. Аббаскули-ага Бакиханов в своём труде «Гюлистан-и Ирам» отмечает: Персидский текст[18]: درصفحه 18 كتاب مذكور آمده است: هشت قريه در طبرسران كه جلقان و روكال و مقاطير و كماخ و زيديان و حميدي و مطاعي و بيلحدي باشد، در حواليشهري كه انوشيروان در محل متصل به دربند تعمير كرده بود و آثار آن هنوز معلوم است، زبان تات دارند. ايضا" در صفحه 19 كتاب ياد شده آمده است: محالاتواقع در ميان بلوكينشماخي و قديال كه حالا شهر قبه است، مثل حوض و لاهج و قشونلو در شيروان و برمك و شش پاره و پايين بدوق در قبه و تمام مملكت باكوسواي شش قريه ي تراكمه، همينزبان تات را دارند… قسم قربي مملكت قبه سواي قريه ي خنالق كه رباني عليحده دارد و ناحيه ي سموريه و كوره دو محالطبرسران كه دره و احمدلو ميباشند به اصطلاحاتمنطقه، زبان مخصوص دارند و اهالي ترك زبان را مغول مينامند . Перевод[19]: Обитатели восьми деревень в Табасаране — Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги иБилхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною,говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это дает возможность полагать, что онибыли жителями данного города, но по разорении его они переселились в окрестные деревни. В этом городеблиз деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня может быть от них получила название, которое в последствии стало Бильгади . Все население магалов , расположенных между городами Шемаха, Кудиал(Куба) , как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинскомуезде и весь уезд Бакинский , исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на то же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении.
По «Кавказскому Календарю» на 1894 год в Закавказье насчитывалось 124 693 тата[20], а по переписи 1897года в Российской империи проживало 95 056 носителей татского языка[21]. По переписи 1926 года в СССРбыло зафиксировано 28 705 татов[22], а по переписи 1959 года их численность снизилась до 11 463 человек[23]. Перепись 1970 года зафиксировала 17 109 татов[24], а по переписи 1989 года численность татскогонаселения в СССР выросла до 30 669 человек[25]. В 2005 году американские исследователи, проводившиеполевые исследования в некоторых сёлах Губинского, Дивичинского, Хызинского, Сиазаньского,Исмаиллинского и Шемахинского районов Азербайджанской Республики, указывают численность татов висследованных ими сёлах в количестве 15 553 чел.[26] Подытоживая можно заключить, что точных данных о реальном числе лиц, владеющих татским, нет, ноориентировочно можно предположить, что в настоящее время носителями языка являются несколько тысячжителей отдельных посёлков Апшеронского, Хызинского, Дивичинского, Сиазаньского, Губинского,Хачмазского, Шемахинского и Исмаиллинского районов Азербайджанской Республики, а также ряда сёлЮжного Дагестана. Язык Таты разговаривают на татском языке, принадлежащем к юго-западной подгруппе иранских языков. С концаXX века предпринимаются попытки по сохранению, изучению и развитию татского языка. 14 декабря 1990году на коллегии Министерства юстиции Азербайджанской ССР было утверждено культурно-просветительское общество «Азери» по изучению и развитию татского языка, истории и этнографии.Опубликованы букварь, учебник, авторские произведения и образцы фольклора. Также ведётся работа повосстановлению исторического самоназвания этноса — парси и выбору литературного языка. Локальные самоназвания Этноним «тат» имеет тюркское происхождение, в Закавказье используется со времён средневековья дляобозначения местного персоязычного населения. Со временем этот этноним персы Закавказья стали самиприменять в отношении себя. Термин «тат», «тати» в качестве самоназвания используется большинствомтатского населения Азербайджана и Южного Дагестана. Тем не менее, в Азербайджане в настоящее времяизвестны и другие локальные самоназвания отдельных групп татского населения — парси́, даглы́ илохиджи́[15]. Парси Термин «парси» вплоть до настоящего времени используется татами Апшерона (пос. Балаханы, Сураханы)как самоназвание, и как обозначение татского языка — «зуван парси». Этот этноним восходит ксреднеперсидскому самоназванию персов — pārsīk. Интересно, что термин обозначал и самсреднеперсидский язык, ср., pārsīk ut pahlavīk — «персидский и парфянский». В новоиранскую языковуюэпоху конечный согласный закономерно отпал и новоперсидская форма этнонима должна быть pārsī. Но всамом Иране она не сохранилась и была вытеснена арабизированным (и в некотором плане искусственным)названием fārs. Видимо, этноним «парси» был изначальным самоназванием персов в Закавказье, пока небыл вытеснен тюркским наименованием «тат». Следует отметить, что этноним «парси» в качествесамоназвания используют и другие группы персоязычного населения в Афганистане, а также зороастрийцыИндии (т. н. парсы). Лохиджи́ Жители татского селения Лахидж (Лагич) Исмаилинском районе именуют себя по названию своего села — «Лохидж». Лахидж — самый густонаселённый татский посёлок городского типа (ок. 10 тыс. жителей),расположенный в относительно труднодоступном месте, что в прошлом в известной степени препятствовалотесным контактам его жителей с внешним миром. Это обстоятельство способствовало возникновению в ихсреде собственного изолированного самоназвания «лохиджи». Даглы Другим тюркским по происхождению термином «даглы» («горцы») именуют себя таты Хызинского, и частичноДивичинского и Сиазаньского районов республики. Очевидно, что этот термин имеет позднее происхождениеи изначально использовался тюрками, жившими в равнинной части района для обозначения татскогонаселения, жившего в горах. Со временем в связи с переходом татов на азербайджанский язык, термин«даглы» прочно вошёл в обиход, и стал использоваться самими хызинскими татами в качестве самоназвания. Хозяйство Традиционные занятия сельского татского населения — пашенное земледелие, садоводство, пчеловодство,овощеводство, скотоводство. Главные культуры — пшеница, ячмень, кукуруза, горох, подсолнух, картофель,просо, рожь. Распространены большие виноградники и плодовые сады. Из домашнего скота держат овец,коров, лошадей, ослов, буйволов, изредка верблюдов. Традиционные дома — одно- или двухэтажные — были обращены глухой стеной на улицу и строились изпрямоугольных известняковых блоков или речной гальки. Крыша — плоская, с отверстием для каменногодымохода от домашнего очага. Верхний этаж дома предназначался для проживания, на первомрасполагались хозяйственные помещения (кухня и т. п.). В одной из стен жилой комнаты былипредусмотрены ниши для хранения одежды, постельных принадлежностей, иногда посуды. Комнатыосвещались лампадами или через световое отверстие в потолке. В быту использовалась низкая мягкаямебель, ковры, тюфяки. Для отопления использовали камины, печи и жаровни. Двор замкнутый, с садом. Водворе устраивалась веранда (айван), располагался мощёный сток для проточной воды или небольшойбассейн, тендир, крытый загон для скота, курятник и конюшня. Религия Изначально персы, как и подавляющее большинство других иранских народов, исповедовали зороастризм.После распространения Халифата, получил широкое распространение ислам. Культура В течение веков натурализовавшиеся персидские поселенцы в Закавказье взаимодействовали сокружающими этническими группами, как передавая им свою культуру, так и заимствуя отдельные элементыих культуры. Из ремёсел среди татов весьма развиты ковроделие, ручное ткачество, производство металлических изделий,чеканка, инкрустация. Очень большое развитие получило искусство орнамента, миниатюра[27][уточнить].Устное народное творчество татов весьма богато. Развиты жанры национальной поэзии — рубаи, газели,бейты. Изучение персоязычных произведений средневековых поэтов Закавказья — Хагани, Низами —выявляет в них наличие ряда особенностей, присущих татскому языку[28][уточнить]. В результате длительного исторического сосуществования татов и азербайджанских тюрков возникло многообщих черт в их хозяйстве, культуре и быту. Таты, за небольшим исключением, не имеют фольклора,который ощущался бы ими как отличный от азербайджанского — современный азербайджанский фольклорвырос, по-видимому, в известной степени на иранском субстрате[29]. Согласно БСЭ по культуре и быту татыпочти не отличаются от азербайджанцев[30]. Наиболее значительный праздник — Новруз. Традиционная женская одежда — длинная рубаха, шаровары навыпуск, длинное приталенное платье,верхнее распашное платье, платок и сафьяновые чувяки, мужская одежда — черкеска, папаха. Многие татыживут в городах, заняты в промышленности; сформировалась интеллигенция. Заблуждения Таты и горские евреи Горские евреи по языку и другим признакам принадлежат к общности персоязычных евреев, отдельныегруппы которой расселены в Иране, Афганистане и Средней Азии (бухарские евреи). Евреи ВосточногоЗакавказья именование «горские» получили в XIX веке, когда в официальных русских документах всекавказские народы именовались «горскими». Сами себя горские евреи называют «еуди» («иудей») или джуур(ср. перс. juhud — «иудей»). В 1888 году И. Ш. Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы» указывая наблизость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреиявляются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм ивпоследствии переселилось в Закавказье. Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 30-х гг. началось широкое внедрение идеи о«татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти,начал раскручиваться ложный тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничегообщего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами. Это привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали синонимами. Ошибочное наименование горскихевреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия. Врезультате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература,театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» — «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения. Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных ихносителей также полностью исключает их этническое единство. Грамматическая структура диалекта горскихевреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняетполное взаимопонимание между ними. [Вообще, архаичность основы характерна для всех «еврейских»языков: для языка сефардов (ладино) — это староиспанский, для языка ашкеназов (идиш) — старонемецкийи т. д. При этом все они насыщены словами древнееврейского происхождения.] Перейдя на персидскуюречь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского идревнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью (гиоси — гневный,зофт — смола, нокуми — зависть, гуф — тело, кетон — полотно, гезире — наказание, говле — избавление,бошореи — радостная весть, нефес — дыхание и т. д.). Некоторые словосочетания в языке горских евреевимеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка. В 1913 году антрополог К. М. Курдов измерил большую группу жителей татского селения Лахидж и выявилкоренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) оттипа горских евреев[31]. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи.Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, агорских евреев Дагестана и Азербайджана — от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- идолихокефалия, то для горских евреев — крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве междуэтими народами не может быть и речи. Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев такжеполностью исключают их этническую близость. Очевидно, что носители горско-еврейского диалекта итатского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническимсамосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой[32]. Таты и армяне В источниках и публикациях XVIII—XX вв. жители ряда татоязычных армянских сёл Закавказья былиупомянуты под терминами «таты-армяне», «армяно-таты», «таты-христиане» или «таты-григорианцы».Авторы этих трудов, не принимая во внимание тот факт, что сами жители этих татоязычных сёлидентифицируют себя армянами, выдвигали гипотезу о том, что часть персов Восточного Закавказья впрошлом приняла христианство армянского толка[33][34]. Таты и народ тати в Северо-Западном Иране Наименование «тати», начиная со средних веков, помимо Закавказья, было в ходу и на территории Северо-Западного Ирана, где оно прилагалось почти ко всем местным иранским языкам, за исключениемперсидского и курдского. В настоящее время в иранистике термин «тати», помимо наименования татскогоязыка, близкородственного персидскому, применяется и для обозначения особой группы северо-западныхиранских диалектов (чали, данесфани, хиараджи, хознини, эсфарварини, такестани, сагзабади,эбрахимабади, эштехарди, хоини, каджали, шахруди, харзани), распространённых в ИранскомАзербайджане, а также к юго-востоку и юго-западу от него, в провинциях Зенджан, Раманд и в окрестностяхгорода Казвин[35]. Указанные диалекты проявляют определённую близость к талышскому языку ирассматриваются вместе с ним как одни из потомков языка азери. Применение одного и того же названия «тати» к двум разным иранским языкам породило заблуждение о том,что таты Закавказья компактно проживают также и в Иране, из-за чего в некоторых источниках, при указаниичисленности татов, указывался и одноимённый народ в Иране. Известные личности Акрам Джафар (1905—1991) — писатель. Алиев Мамед Гумбат оглы — партийный деятель. Ализаде Самэт Гурбэт оглы — профессор филологии. Ариф Юнус — кандидат исторических наук, Руководитель Департамента Конфликтологии и ИнститутаМиграции. Бабаев Фикрэт Рза оглы — профессор химии. Бейбала Аббасов — заслуженный деятель науки в области медицины. Гамаршах Джавадов — историк-этнограф, доктор исторических наук. Гиясаддин Гейбуллаев — историк-этнограф, доктор филологических наук, автор ревизионистских теорий поистории Азербайджана. Ильгусейн Гусейнов — председатель КГБ Азербайджанской ССР. Ниса Гасымова — заслуженная артистка Азербайджана. Саттар Зульфугаров — министр мясо-молочной промышленности Азербайджанской ССР. Гусейнов, Гаджибала Агагусейн оглы (1912—1967) — певец, заслуженный артист Азербайджанской ССР(1940). Был первым исполнителем роли Гамзы в опере У. Гаджибекова «Кероглы». Впоследствии успешновыступал в опере «Лейли и Меджнун» в роли отца Лейли[36].
А если такая версия: татары - это видоизмененное от тартары - жители Тартарии. Только в свою очередь происхождение названия Тартария не однознгачно например: Дар Тары / Дар Д`ариям и т.п.
Насчет термина "Могол". Это самоназвание космической расы, такое же как Русы и Арии. И в другие языки оно пришло уже потом, когда Моголы ушли с Земли, оставив созданные "под себя" народы. Созданные "под себя" - означает что только в таких телах Моголы (пришельцы) могли существовать в условиях Земли.
Насчет термина "Могол". Это самоназвание космической расы, такое же как Русы и Арии. И в другие языки оно пришло уже потом, когда Моголы ушли с Земли, оставив созданные "под себя" народы. Созданные "под себя" - означает что только в таких телах Моголы (пришельцы) могли существовать в условиях Земли.